Психология

Типы характеров людей и особенности их поведения

То что «встречают по одёжке, а провожают по уму» знают все. И это говорит о важности правильной оценки именно поступков людей. Но поведенческие реакции разных людей в разных ситуациях отличаются: в толпе индивид ведет себя иначе чем дома. Читайте дальше, чтобы узнать нюансы.

Психология поведения: определение понятия

Психология поведения – это область знаний, которая связывает поступки человека с его психологическими характеристиками. Можно сказать, что видимые окружающим действия и реакции индивида отражают его внутренний мир.

Знакомство с этой сферой знаний психологии дает возможность по действиям и поступкам индивида составить его психологический портрет, сделать выводы о его чертах характера или намерениях. Зная, что собой представляет конкретная личность, можно предвидеть и ее поступки в определенных ситуациях.

Важно понимать, что в понятие «поведение» вкладываются абсолютно все проявления и характеристики деятельности человека. В это понятие включают действия по отношению:

  • к другим людям;
  • к вещам;
  • к себе;
  • к животным и природе;
  • к ситуациям;
  • и т.д.

При оценке поведенческих особенностей индивида обращают внимание на:

  • жесты: скорость и направленность движений рук и ног, положение тела, наклоны и повороты головы, походка, осанка;
  • мимику: движения мимических мышц лица, включая улыбку, взгляд, движение бровей и лобных мышц;
  • эмоции: скорость появления, уместность реакции, сила и способы проявления;
  • голос: скорость речи, тембр и высота, тон, внезапная осиплость и т.д.

Зная язык жестов и мимики, их можно воспринимать как сообщения о внутренних мотивах собеседника. На основании такой оценки разных поведенческих проявлений можно сделать выводы о следующих вещах:

  • правду говорит собеседник или врет;
  • серьезные ли у него намерения;
  • хорошо ли ему здесь и сейчас;
  • отношение к теме разговора и говорящему;
  • настроение;
  • уверен в себе индивид или стеснителен и т.д.

Чтобы сделать правильные выводы о личности, анализировать ее действия нужно в комплексе.

Смысл такого анализа базируется на сложности человеческой личности: она является симбиозом физического и психического. Эти части нераздельны. И то, что человек чувствует или думает, бессознательно отразится на его действиях: больше или меньше в зависимости от уровня самоконтроля.

А так как физиологически люди все-таки очень похожи между собой, то их реакции на похожие раздражители тоже во многом будут схожи.

Есть много психологических школ и направлений и они по-разному обосновывают такую взаимосвязь. Некоторые говорят, что на человеческие поступки в различный ситуациях влияют биологические факторы: генетически обусловленные врожденные физиологические характеристики (скорость реакции, ее качество). Другие считают, что поведение – это просто элемент в цепочке «стимул – реакция». А большинство таких связок у взрослого человека не врожденные, а приобретенные.

Нужно понимать, что каждый человек индивидуален и проще всего по поступкам оценивать мотивы хорошо знакомых людей.

Индивидуальные особенности поведения человека

Оценить индивидуальность незнакомого человека и сделать правильные выводы о его характере по поступкам сможет далеко не каждый. Наверное, даже профессионалу это не доступно на 100%. Так как несмотря на какую-то общность физиологических характеристик, у всех людей жизненный опыт разный.

Так, внезапная настороженность при разговоре не всегда означает, что причина – в обсуждаемой теме и реакция собеседника сознательна. Это может быть совершенно другой сторонний фактор.

Если опыт каждого индивида уникален и сделать выводы о его картине мира не так просто, то с биологической составляющей все немного проще. Многочисленные исследования позволяют классифицировать людей по различным критериям на группы. Это упрощает задачу оценки.

Темперамент человека

Самая популярная в данной области классификация по темпераментам. Критериями группировки выступают следующие физиологические характеристики человека:

  • скорость, сила, темп психических процессов и реакций;
  • уровень возбудимости и торможения нервной системы.

Можно выделить три области проявления темперамента:

  • Общая активность: определена интенсивностью взаимодействия человека с социальной и природной средой. Варьируется от явной вялости и пассивности до активности и быстроты действий.
  • Двигательная и моторная активность: отражает быстроту и резкость движений, темп речи. Ее описывают также через говорливость или молчаливость, подвижность или медлительность.
  • Эмоциональность выражается тем, как быстро меняется эмоциональное состояние и уровнем восприимчивости к эмоциональным раздражителям.

В зависимости от комбинации этих характеристик у конкретного человека выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – страстный, быстрый, порывистый, но с неуравновешенными нервными процессами, быстрыми и резкими перепадами настроения.
  2. Сангвиник – подвижный, с активной мимикой, живой и горячий, с частой сменой настроений, но с уравновешенной нервной системой в отличие от холерика. Продуктивен, если ему нравится работа и жизнерадостен.
  3. Флегматик – скуп на проявление эмоций и чувств, невозмутим и неспешен, упорный в работе, но спокоен и уравновешен.
  4. Меланхолик – легко ранимый, постоянно переживает из-за разных событий и не контролирует свои чувства.

На действия индивида также сильное влияние оказывают его характер, мотивы и отношение к людям, что является также результатом воспитания и влияния социума.

Поведение человека в опасной ситуации

То как человек поступает, очень сильно обусловлено обстоятельствами определенной ситуации. Если индивид находится в привычной обстановке, то в его действиях будут преобладать сознательные стимулы. В то время как опасность и чрезвычайные обстоятельства пробуждают первобытные инстинкты и реакции.

Люди в такие моменты часто мало способны сознательно контролировать свои действия.

Нарушения психической деятельности и поведение людей, оказавшихся в зоне чрезвычайного события (ЧС) обусловлены двумя группами факторов:

  • Факторы прямой угрозы физическому здоровью и жизни: взрывы, обрушение зданий, радиоактивное загрязнение, пожары и другие последствия катастроф и стихийных бедствий. Комбинация физических повреждений, болевого шока и страха провоцируют нарушения психики.
  • Условия нехватки информации: незнание масштабов катастрофы и отсутствие сообщений о судьбе родных и близких. Здесь нарушения психического состояние не связаны с физиологическими повреждениями, но могут их обуславливать.

В зависимости от стадии чрезвычайной ситуации у человека могут наблюдаться нарушения поведения разного характера.

Нарушения по стадиям ЧС

В первые 5 часов стихийного бедствия, люди в результате полученного стресса могут сначала испытывать страх, панику, растерянность, оцепенения разной степени, непонимание смысла происходящего. У человека отключаются сознание, моральные нормы и ограничения, им руководят инстинкты: в первую очередь самосохранения.

Характерными проявлениями стресса являются нарушения:

  • Речи. Увеличение темпа, силы и звонкости, присутствуют запинки наблюдается при нормальном типе реакции страха, а отрывочность, бессмысленность фраз или полное отсутствие речи – при сложном.
  • Памяти. Пострадавший как бы неосознанно защищается от всего ужаса ситуации и потом едва может вспомнить, что и как происходило;
  • Восприятие времени: считанные минуты кажутся вечностью;
  • Двигательные. При простой реакции страха движения сконцентрированы, силы мобилизуются по максимуму, а при патологических сложных реакциях – от панического бегства до полного оцепенения.
Характерно также сужение сознания и самоустранение от ужасной реальности, присутствует избирательность поведения и нарушения способности самостоятельно рационально принимать решения.

На стадии проведения спасательных работ люди часто уже испытывают усталость и повышенную утомляемость, переходящие в депрессию. Здесь часто присутствуют психозы и неврозы.

У пострадавших можно наблюдать следующие психозы:

  1. Острые шоковые: оцепенение или бегство, спутанность речи и сознания.
  2. Реактивные подострые:
  • психогенная депрессия – состояние подавленности переходит в депрессию;
  • истерическая депрессия – истерика сменяется депрессивным синдромом;
  • параноидальный психоз – тревожность, беспокойство, бред;
  • параноидогалюцинативный синдром – тревога и беспокойство усиливаются галлюцинациями;
  • синдром пуэрилизма – стресс проявляется в форме обострения детскости поведения.

В период после эвакуации в поведении людей возникают следующие нарушения:

  • симптомы избегания – желание отстраниться мысленно и физически от воспоминаний о произошедшем стихийном или другом бедствии, включая избегание людей, мест, разговоров и деятельности связанной с этим;
  • психологический дискомфорт от атакующего потока воспоминаний, эмоций и образов, связанных с чрезвычайной ситуацией;
  • заторможенность эмоций и нежелание заниматься любимыми видами деятельности;
  • чувство отчужденности от людей или наоборот зависимости;
  • повышение бессознательных рефлексов: сверх бдительность, готовность обороняться (усиление реакции "Бей и беги")
  • нарушение сна, раздражительность, вспышки гнева;
  • нарушение памяти и подавленность.

При общении с такими людьми следует учитывать, что эти отклонения будут отражаться на поведении. Но это нормальная реакция нормальных людей. Поэтому по возможности не нужно относиться к ним как к больным. и нужно проявлять максимум понимания, чтобы вернуть пострадавших в социум.

Психологические свойства толпы

В данном случае под толпой имеется в виду не просто скопление большого количества людей, а людей объединенных общим центром внимания, интересами и эмоциональным состоянием. Это может быть толпа футбольных болельщиков, участники митингов и демонстраций, фанаты и посетители концертов любимых исполнителей и т.д. В зависимости от вида толпе могут быть присущи разные типы эмоций: агрессия, фанатизм, героизм, самоотверженность.

Изначально толпе не свойственно наличие общих целей, это большей частью стихийное образование, которым руководят инстинкты и лидер.

Психологические особенности поведения любого человека в толпе чем-то схожи с поведением в опасной ситуации. Оно управляется в первую очередь инстинктами, а не сознанием. Только причины отличаются. В опасной ситуации инстинкт индивидуален и обусловлен скорее потребностями конкретного человека. Пребывая же в толпе, индивид становится как бы частью одного огромного биологического организма – "толпы".

По данным исследований этого феномена в разных странах, любой подвержен влиянию толпы, как только становится ее частью. И это не зависит от изначального культурного или образовательного уровня участника, его типа характера или страны проживания. Все подобные скопления людей имеют общие черты.

Основными особенностями поведения "человека толпы" являются:

  • повышенная импульсивность действий;
  • уменьшение вербального межличностного общения;
  • склонность бессознательно подражать поведению лидеров и быстрый отклик на их команды и призывы;
  • крайняя категоричность суждений и мнений;
  • эмоциональная неустойчивость, зависимость настроения от окружающих: быстрое появление эмоций и переход между крайними их проявлениями (от гнева до восторга по команде);
  • высокое эмоциональное возбуждение, что узнается по нервности движений, рассеянному взгляду, частых выкриках каких-то кличей или девизов;
  • отсутствие способности созидать: толпа склонна в основном разрушать;
  • возможно появление слуховых или зрительных галлюцинаций;
  • склонность сбиваться в более плотные группы;
  • повышенное эмоциональное и психическое напряжение провоцирует у нервнобольных членов толп припадки судороги или эпилепсии;
  • хаотичная физическая активность, психомоторное возбуждение, слабый контроль координации движений, склонность выполнять однотипные движения, повышенная агрессивность;
  • склонность понимать и принимать исключительно простые и примитивные решения: к сложной умственной работе и рациональным выводам "человек толпы" просто не способен.

При всем этом, когда человек пребывает в толпе, его индивидуальные черты характера стираются, он по факту сливается с толпой. Процессом руководит толпа, а ее элемент только бессознательно подчиняется, он лишается на время собственных взглядов и ценностей. Он легко и не принимая сознательного решения переходит черту своих же моральных ценностей.

Интеллектуальные способности каждого отдельного человека в толпе заведомо ниже, чем такого человека в обычной жизни.

Что по этому поводу говорят психологи

Психологические особенности поведения человека вызывают глубокий интерес специалистов. И на эту тему проводятся разнообразные исследования. Вот несколько интересных фактов о поведении:

  1. В опасной ситуации мобилизация физических сил человека часто достигает такого уровня, что он может поднимать и передвигать рекордного веса тяжести. В обычной жизни такое повторить не удается.
  2. Находясь в толпе индивид практически не управляет собой: им управляют общие эмоции и инстинкты. Он может совершать как героические поступки, так и крайне преступные. Потом такой участник событий даже не в силах понять, как так получилось.
  3. Для современного члена общества одной из очень «опасных» ситуаций выступает потеря мобильного телефона. Это может вызвать такое чувство паники, которое сравнимо с эффектом клинической смерти.
  4. Поведение людей становится намного более открытым и честным, если они устали.
  5. На поступки индивида могут влиять также разные патологические отклонения развития психики и нервной системы. Сюда включают разные нарушения связанные с зависимостями. На сегодня одним из видом расстройств во многих странах официально признана зависимость от соцсетей.
  6. Когда человек разговаривает на неродном языке, его речь, также как и мысли, становится более структурированной и логичной.
  7. Поведенческие алгоритмы мужчин и женщин тоже отличаются. Если женщины больше нацелены на эмоциональное удовлетворение процессом, то мужчины в своих поступках ориентируются на конечный результат. Их подсознательные мотивы: победить, завоевать, раздобыть. И не стоит этого забывать.

В заключение можно сказать, что несмотря на многочисленные исследования, человек еще до сих пор не изучен. И это касается и физиологической стороны человека и психологических его особенностей.