Дети

Как отучить ребенка от планшета

Технологии активно развиваются, продолжая обеспечивать людей все большим числом современных устройств и гаджетов: даже в столь привычном каждому смартфоне заключена начинка в разы превосходящая по производительности вычислительные мощности, с помощью которых когда-то человека впервые отправили в космическое пространство.

Разумеется, что эти производные технического прогресса все активнее проникают в жизнь обычного человека: на откуп им отданы многие вопросы, начиная с решения профессиональных задач до учебы и развлечения самых юных представителей человечества. И пусть это очень просто – дать в руки малышу высокотехнологичную игрушку, чтобы он отвлекся просмотром мультфильмов, но те, кто приучает детей к технике с самого юного возраста, часто сталкиваются с проблемой того, как отучить ребенка от планшета или смартфона, к которым он так привык.

Влияние планшета на здоровье ребенка

В последние годы, когда цифровая электроника стала доступней, многие семьи после появления на свет потомства предпочитают не самостоятельно нянчиться с малышом, а просто дают ему в руки планшет, чтобы ребенок спокойно смотрел на движущиеся на экране картинки, а не пытался изучать мир.

Читайте еще: Как отучить ребенка от компьютера

Эта мера довольно действенна: кроха не носится по дому, не сует нос в розетки и не пытается уронить на себя что-нибудь увесистое. Вместо этого смотрит мультфильмы. А появившиеся в большом количестве на том же «Ютюбе» различные развлекательные каналы для малышей и вовсе дают простор для родительского маневра – ребенок практически получает полноценную няню, которая с ним играет. В это время мама с папой могут уделить время себе.

Однако не стоит забывать и о негативном воздействии, которое может оказывать планшет:

Ухудшение зрения

Разумеется, многие еще с детства помнят родительские страшилки о том, что если долго смотреть телевизор/играть в компьютерные игры, то сильно ухудшится зрение. Относительно современных устройств, обладающих высокотехнологичными экранами с высокой частотой обновления, подобное утверждение не совсем справедливо. Для взрослого человека.

Но вот у ребенка, особенно в возрасте 1-4 лет, который слишком близко подносит экран планшета к лицу, могут развиться проблемы с глазами. Причиной может стать неправильное развитие глазных мышц, что приведет к близорукости. А также то, что маленькие дети, слишком увлеченные просмотром любимого мультика или игрой, порой просто забывают моргать. Последнее часто становится причиной пересушивания слизистых оболочек в глазах, вследствие чего может привести к занесению инфекции и воспалению.

Нарушения осанки

Костная структура у детей претерпевает изменения по мере взросления. Длительное время, проводимое за планшетом в неправильной позе, способно привести к нарушениям осанки и искривлению позвоночника, особенно в области шейного отдела.

Сбой режима

Подсветка на электронных гаджетах тормозит у ребенка выработку гормона сна – мелатонина. Обычно это вещество производится телом постепенно с наступлением сумерек. Однако планшет в руках малыша благодаря подсветке создает иллюзию «дневного света», обманывая детский организм. Из-за этого ребенок, не расстающийся с играми на планшете или смартфоне в вечерние часы, хуже засыпает. Также следствием является менее крепкий сон и, соответственно, недосыпание. Такое положение дел крайне негативно сказывается на состоянии растущего организма.

Стоит также заметить, что излучение от экрана телевизора обладает сходным воздействием.

Нарушение координации

У малышей, много времени проводивших «в обнимку» с планшетом, наблюдается развитие нарушений в координации: руки становятся неспособны корректно выполнять передаваемые головным мозгом команды. В результате чего ребенок оказывается неспособен выполнять действия, требующие должной координации движений: правильно бросать мяч, выполнять гимнастические упражнения, осуществлять кропотливую ручную работу.

Неравномерное развитие

Благодаря отсутствию в достаточной мере подвижности у детей, предпочитающих сидение с планшетом активному времяпрепровождению, не происходит полноценного развития мускулатуры. Причина в том, что в юном возрасте постоянная двигательная активность необходима для нормального формирования костно-мышечного аппарата. При недостаточном уровне подвижности появляются не только координационные нарушения, но и заметно страдает разноуровневая моторика вообще. В школьном возрасте такие нарушения способны стать причиной проблем с освоением письма и т.д.

Падение концентрации

Раннее увлечение электронными гаджетами приводит к рассеянности и замедлению мыслительной активности. В детстве ребенок не в состоянии полноценно погрузиться в виртуальные миры, создаваемые гейм-дизайнерами для более возрастной аудитории. А то, что предлагается вниманию самого молодого поколения, не способно в достаточной мере задействовать и развить мышление и воображение малыша. Такая ситуация приводит к тому, что любители планшетов отличаются малой усидчивостью и сниженным вниманием на уроках – заниженный уровень развития делает стандартное образование малопонятным, а потому неинтересным.

Коммуникативные трудности

Предпочитая проводить свободное время в компании с планшетом или другим подобным гаджетом, ребенок в результате может столкнуться с проблемой построения взаимоотношений как со сверстниками, так и с родителями. Налаживать общение ему будет затруднительно. Также осложняют успешную социализацию и проявляющиеся приступы раздражительности и агрессии – импульсивность обычно характерна для тех ребят, что с малых лет проводили много времени у экранов тех или иных электронных устройств.

Читайте еще: Как отучить ребенка от телефона

Важно учесть

Нельзя также забывать, что планшеты и смартфоны способны вызывать привыкание и у людей взрослых. Достаточно отметить, насколько дискомфортно сейчас чувствует себя большинство людей, стоит им лишь на несколько часов остаться лишенными доступа к привычной сотовой связи или соцсетям и другим прелестям интернет-паутины. Что тогда говорить о гораздо более склонных к привыканию малышах.

Да и сами родители часто подстегивают это нездоровое увлечение, превращая электронные приспособления, до которых так охоч наследник, в некий аналог кнута и пряника – раньше роль их исполняли возможность погулять с друзьями или блок от игровой приставки.

Обычно в стандартной формуле предлагается выполнить некое действие (выучить урок, убраться в комнате и т.п.), после чего можно будет получить доступ к вожделенному гаджету (поиграть, посмотреть и прочее).

Подобная искусственно созданная мотивация позволяет получить иллюзию контроля над ребенком. Но одновременно стимулирует привыкание в ущерб развитию и другим интересам. Чтобы не допустить формирования нарушений личностного развития и проблем с социальной адаптацией ребенка, важно следовать советам психологов, которые позволят отучить малыша от пагубного увлечения планшетом, компьютером или смартфоном вовремя или вовсе избежать чрезмерного привыкания к «электронной заразе».

С какого возраста можно разрешить

Современные технологии, в окружении которых растет ребенок, не получится полностью исключить из его жизни. Однако минимизировать вредное влияние вполне реально, если следовать некоторым рекомендациям.

  • Начинать знакомство с гаджетами до двух лет (желательно – трех) не рекомендуется. Лучше вовсе обеспечить отсутствие контактов с электроникой, насколько это возможно. В этот период немаловажное значение для полноценного развития, как в психоэмоциональном, так и в физиологическом плане, играет разнообразие спектра доступных малышу ощущений. Чем более полно он постигает окружающий мир посредство зрения, слуха и непосредственного тактильного контакта, тем гармоничней формируется личность. Пассивное сидение перед экраном планшета не будет этому способствовать.

Потому следует делать в этом возрасте упор на активных подвижных играх, а также занятиях, способствующих развитию мышления и воображения. Совместные прогулки, чтение книг, рисование, лепка – все это поможет ребенку нормально развиваться, создаст эмоциональную привязку к реальному миру и расширит круг интересов.

Если полностью обеспечить отсутствие электроники в жизни малыша не представляется возможным, то следует ограничивать контакт со смартфонами, планшетами и прочими подобными устройствами 15 минутами в сутки, чтобы исключить привыкание с самого юного возраста.

  • В возрасте до 6 лет психологи и педиатры допускают возможность включения в круг интересов детей также электронных устройств. Но стоит учитывать, что уже после первого ознакомлений с возможностями подобной техники ребенка может сильно увлечь новый вид развлечений. Потому стоит ограничить время пользования планшетом 30-40 минутами в день. И делать упор на развивающие игры, что будет способствовать совершенствованию навыков чтения, концентрации внимания, развитию логического мышления и памяти.
  • С 7 лет можно начинать приобщать ребенка к пользованию Интернетом. Разумеется, не следует забывать о такой полезной функции современных гаджетов, как «родительский контроль». Да и периодически контролировать историю посещений в браузере лишним не будет. Причем, общение в соцсетях до 11 лет следует исключить. Обязательно надо дать малышу представление о том, что в сети есть информация, которая может оказаться вредной, а потому необходимо относиться к ней с осторожностью.
  • Подросткам, начиная с 12 лет, навыки работы в Интернете уже необходимы. Это требуется не только для учебы, но также в целях дальнейшей социализации, которую сложно представить сейчас без общения в социальных сетях и умения находить требуемую информацию. Допустимый лимит – до 2 часов в сутки. Однако необходимо продолжать контролировать посещаемые ресурсы. Также нужно проводить разъяснительную работу, чтобы дать представление о том, какую личную информацию можно размещать в сети, а какую надлежит держать в секрете.

Соблюдение рекомендаций позволит избежать привыкания к использованию гаджетов, а также обезопасить подрастающее поколение от недопустимого контента и возможных ошибок.

Как отучить ребенка от планшета

Просто справиться с проблемой отучения юного чада от любимой электронной «игрушки» не получится. Родители, не в силах вытерпеть капризы лишенного привычного развлечения ребенка, часто сдаются, пуская дело на самотек. Чего, разумеется, делать нельзя ни в коем случае. Для того чтобы эффективно и с наименьшими моральными и эмоциональными потерями решить возникшую проблему, стоит воспользоваться советами психологов.

Альтернатива

Независимо от возраста, ребенка можно отвлечь от привычного времяпрепровождения с планшетом, заставив сменить сферу интересов. На помощь в этом вопросе придут совместные активные игры, спортивные состязания, различные интересные занятия – от многодневных походов на природу с ночевками до помощи со стороны ребенка в повседневных бытовых делах.

Можно завести домашнего питомца, возложив обязанности по уходу за ним на детские плечи – мало какой ребенок предпочтет планшет живому пушистому другу. Чем более разнообразной и насыщенной родителям удастся сделать реальную жизнь для своего отпрыска, тем меньше привязанности к искусственно созданному миру игр он будет испытывать.

Важно не опускать руки в случае первых неудач, а продолжать искать точки взаимно интересного соприкосновения с собственным ребенком.

Общение

Частой причиной погружения в виртуальность становится нехватка живого общения или проблемы со сверстниками. Чтобы этого не допустить, важно постоянно контролировать эмоциональное состояние ребенка, проводить с ним достаточное количество времени, обсуждать возникающие в его жизни проблемы и трудности. Только поддержка взрослых на этапе становления личности способна сделать человека самодостаточным и уверенным в себе. А такие люди редко увлекаются симуляцией, предпочитая реальные свершения игровым «ачивкам».

Правила пользования

Ограничение времени, которое ребенок может пользоваться электроникой – одно из первейших условий исключения зависимости. Стоит заранее обговорить, когда и сколько времени гаджеты будет разрешено использовать, а при каких обстоятельствах это вовсе недопустимо. К примеру, во время еды, при приеме гостей, общении в семейном кругу, выполнении домашнего задания пользование планшетом или смартфоном должно быть запрещено. А вот в свободное время поиграть 20-30 минут вполне допустимо.

Стимулирование познавательной инициативы

Научить ребенка самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы, а не выуживать готовое решение из недр интернет-сети – еще одна важная задача для родителей. Нужно научить юного человека мыслить, размышлять, приходить к собственным выводам. Это не только поможет научиться мыслить нестандартно, но также научит в большей мере полагаться на собственный разум, нежели на электронных помощников.

Приведенные рекомендации о том, как отучить ребенка от планшета и других гаджетов, действенны только в том случае, если не запустить ситуацию с привыканием. До 11-12 лет воздействовать на психику и личность детей еще возможно. Но вот наладить контакты с подростком, предпочитающим интернет живому общению, будет весьма затруднительно.

Что советуют психологи

Советы специалистов в области детской психологии и педиатрии относительно проблемы привыкания к устройствам наподобие «умных телефонов» и планшетов довольно разнообразны. Поэтому чтобы досконально изучить все рекомендации, потребуется слишком много времени. Стоит обратить внимание только на основные предписания.

  • Не стоит запрещать пользоваться гаджетами. Сейчас без этих устройств-помощников никуда. Да и внезапное лишение ребенка любимой игрушки приведет только к капризам и истерикам. Простой запрет не пойдет на пользу. Лучше найти способ ограничить лимит использования и как можно дольше откладывать первое знакомство с такими приспособлениями.
  • Родителям нужно самим быть примером для подражания. Не получится жить, как привычно с бездетного периода, проводя большую часть свободного времени у монитора за любимой ММО, но требуя от собственных детей противоположного. Надо помнить: «Хотите от детей результата – станьте для них тем идеалом, к которому хочется стремиться».
  • Отучая ребенка от планшета, полезно показать разницу в возможностях приспособления. Дать понять, что это не только способ развлекаться, но и необходимый для решения различных задач прибор. Нужно научить ценить электронику не только в качестве игрушки, но и как полезный инструмент. Ведь с его помощью можно найти нужную информацию или читать любимые книги, а не только играть.
  • В детской комнате, пока ребенок не достиг подросткового возраста, не должно быть никакой электроники. Это позволит упростить контроль за количеством времени, проводимым ребенком в обществе искусственного «приятеля».
  • Выиграть в компьютерные игры значительно проще, чем достигнуть результата в реальности. Чтобы неудачи в действительности не привели к «закукливанию», стоит с малых лет приучать ребенка к другим играм. Шашки, шахматы, различные «настолки» – все будет к месту. Причем, стоит в первые разы поддаться, чтобы дать понять – победа достижима не только на экране.
  • Общаться в соцсетях ребенок должен начинать вместе с родителями. Первое время посещение любого сайта вообще следует контролировать, объясняя основы безопасности поведения в сети: что-то рано знать, чьи-то комментарии могут быть оскорбительными. Лучше сразу прямо дать понять ребенку, что соцсети – это изнанка реального мира, в которой люди часто пытаются показаться не такими, какие есть на самом деле. А потому и воспринимать их всерьез и из-за этого огорчаться стоит далеко не всегда.

Самое важное, о чем нельзя забывать родителям: пока ребенок растет и развивается, чем бы он ни занимался, родители должны быть всегда рядом. Не только для контроля. Но также чтобы поддержать, подсказать, оградить от огорчений и возможных неприятностей. Только через взаимное доверие получится помочь малышу вырасти разносторонне развитой полноценной личностью.