Дети

Как адаптировать ребенка к детскому саду

Далеко не во всех семьях один родитель может позволить себе уделять всё время ребёнку, сидя с ним дома - для полноценной жизни нужны зарплаты обоих взрослых. Детские сады в этом плане настоящее спасение для родителей, но что делать, если малыш слишком привязан к маме и домашнему уюту и ни в какую не хочет посещать садик?

Адаптация ребёнка к саду

Любой маме, впервые столкнувшейся с такой проблемой, кажется, что хуже её ситуации нет ничего, но на самом деле болезненный переход от семьи к социуму у маленьких детей настолько частая проблема, что существует особая классификация уровней адаптации. Обычно садик дети начинают посещать в районе 2.5-3 лет - это период одного из самых серьёзных возрастных кризисов. К тому же, уровень развития детей в этом возрасте может сильно отличаться в зависимости от врождённых когнитивных способностей и времени, которое родители уделили развивающим занятиям.

Но если ребёнок не хочет в садик, это не значит, что он недоразвит или с ним что-то не так. Напротив, смышлёные дети гораздо чаще испытывают трудности с социализацией. Чтобы предотвратить это, нужно как можно раньше начать гулять рядом с другими детьми, даже если родителям кажется, что ребёнку безразличны окружающие сверстники.

Признаки стресса, сигнализирующие о необходимости периода адаптации:

  • нарушения сна;
  • капризы и истерики (как во время захода в садик, так и на протяжении всего дня до прихода родителей);
  • отказ от пищи;
  • регресс навыков (менее связная речь или вообще её исчезновение, отказ самостоятельно одеваться, ходить в туалет);
  • безразличие к окружающим и окружению, апатичные состояния;
  • агрессия.

Ничего страшного, кроме неудобств, адаптация не несёт. Это нормальный процесс, проявляющийся в течение всей жизни, просто в меньшей степени с тех пор, как ребёнок познаёт социальные ограничения и нормы поведения. Не стоит пытаться оградить ребёнка от стрессового состояния, жалея его или забирая пораньше - этим родители только усугубляют ситуацию, растягивая адаптационный период.

Лёгкая степень

К счастью, такая степень адаптации наиболее распространена, занимает от двух недель до месяца. Чаще всего является нормой для общительных и уверенных детей, ранее имевших контакт с другими детьми достаточно часто.

При лёгкой степени ребёнок:

  • не проявляет обиды, расстройства или агрессии, когда родитель оставляет его на попечение воспитателей - лёгкая негативная реакция в норме, но длиться она должна не более нескольких минут;
  • контактирует с окружающими (хотя бы с педагогами), в состоянии озвучить просьбу и обозначить потребность, соглашаться и отказываться;
  • идёт на зрительный контакт;
  • не требует постоянного внимания и может занять себя сам на соответствующий возрасту промежуток времени;
  • быстро принимает распорядок дня в саду (для этого требуется наличие минимального режима дома);
  • делится с родителями впечатлениями о детском саду - позитивными или негативными, не замыкается в себе (если ребёнок говорит достаточно хорошо).

Вряд ли ребёнок будет соответствовать всем пунктам, но если родители и воспитатели могут отметить большинство, можно смело говорить о лёгкой адаптации. Максимум через месяц малыш станет полноценной частью нового коллектива.

Он не обязательно должен становиться всеобщим любимцем или занимать лидерские позиции в группе - стеснительные дети тоже адаптируются и хорошо себя чувствуют, находя компанию так или иначе.

Болеют малыши в лёгкой степени адаптации часто, но в пределах нормы для первого появления среди десятков других детей, которые переносят инфекции.

Средняя степень

Со средней степени начинаются проблемы, которые касаются не всех семей. Чаще всего выражено у детей, которые сильно привязаны к матери из-за особенностей темперамента или ошибок воспитания. Также причиной проблем средней тяжести может быть высокий интеллект, перебивающий социальные функции.

Читайте еще: Как отучить ребенка грызть ногти

Далеко не во всех семьях один родитель может позволить себе уделять всё время ребёнку, сидя с ним дома - для полноценной жизни нужны зарплаты обоих взрослых. Детские сады в этом плане настоящее спасение для родителей, но что делать, если малыш слишком привязан к маме и домашнему уюту и ни в какую не хочет посещать садик?

Признаки средней степени:

  • малыш ощутимо плачет после того, как родитель оставляет его в саду, воспитателям требуется время, чтобы успокоить и отвлечь его;
  • общение с другими детьми и персоналом идёт хорошо;
  • ребёнок не саботирует правила садика после того, как усвоил их, и следует распорядку дня;
  • в целом адекватно и естественно реагирует как на положительные, так и на отрицательные замечания;
  • избегает конфликтных ситуаций и редко становится их виновником.

Привыкание на средней степени занимает минимум полтора месяца. За это время малыш может чаще болеть, и некоторое время испытывать к саду негативные эмоции, но это проходит сразу после полноценного входа в коллектив.

Тяжёлая степень

Все дети разные и возможно такое, что ребёнок вообще не привыкнет к детскому саду. Если исключать все расстройства аутичного спектра и другие особенности мироощущения ребёнка, у здорового малыша мало шансов попасть в эту категорию. Узнать таких детей просто - в группе они либо проявляют крайнюю для своего возраста степень агрессии вне зависимости от пола, или полностью замыкаются в себе, не подпуская воспитателей и сверстников.

Обычно такие дети подчиняются льющему распорядку дня, но очень сложно заставить ребёнка в тяжёлом периоде адаптации проявлять познавательные способности, интерес и позывы к общению.

Признаки тяжёлой степени:

  • ребёнок расстаётся с родителями в истерике и/или впадает в ступор, когда они наконец уходят (в самых тяжёлых случаях такое состояние может длиться целый день);
  • отсутствие контакта с воспитателями, сознательный или несознательный отказ от установленных правил и режима (чаще всего - отказ от пищи, сна, развивающих занятий, прогулок);
  • постоянные и спонтанные неадекватные реакции на простой контакт с персоналом;
  • сильная агрессия или полное безразличие по отношению к остальным детям.
Сколько длится привыкание в таком случае, сказать сложно - от полугода до нескольких лет. Некоторых детей родители забирают из садика и находят альтернативное решение, попутно работая с психологами и педагогами.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Факторы, которые могут влиять на адаптационные способности малыша, очень условные и размытые, потому что не бывает двух одинаково выращенных детей. Каждая из маленьких личностей уже имеет внушительный для своего возраста багаж опыта общения с окружающим миром. Важно всё - уровень интеллектуального и эмоционального развития, наличие братьев или сестёр, занятость родителей и врождённый темперамент. Предугадать, каким малыш будет в садике, невозможно - только догадываться.

Возраст

В садиках не просто так существуют возрастные группы. Дети постарше не должны пересекаться с детьми младшего возраста в ежедневных играх и занятиях, исключением может быть разве что прогулка. Это связано с тем, что дошкольник (ребёнок от 3 до 6 или 7 лет) почти каждый год своей жизни делает скачок вперёд по сравнению с прошлым годом.

Не менее важен возраст ребёнка при первом посещении садика. Многие родители совершают ошибку, думая, что малыш в три года не справится с коллективом и оттягивают запись в сад до самой подготовительной группы. Это неправильно - чем раньше ребёнок пойдёт в сад, тем легче пройдёт его адаптация. Малыш даже 4 лет сильно отличается по когнитивным способностям от трёхлетки. Он будет испытывать куда более сильные переживания от разрыва с родителями, так как сознание в его картине мира теперь играет более значимую роль.

Тем более плохая идея специально отправлять ребёнка только на подготовительный год к школе. Законченная домашняя подготовка к школьному коллективу (развивающие занятия, посещение кружков и секций с другими детьми, развитие речевых и моторных навыков) лучше, чем создание стрессовой ситуации прямо перед школой.

Состояние здоровья

Для детей-инвалидов, а также имеющих ограничения зрения или слуха есть специализированные заведения, где за ними постоянно присматривают коррекционные педагоги. Это не попытка убрать всех "сложных" детей в одно место - обычный педагог не справится с таким малышом или справится частично, замедляя его развитие.

Но есть дети, которые сами по себе достаточно болезненные (имеют хронические заболевания или слабый иммунитет). Они ходят в детский сад так же, как и все остальные дети. Чем чаще ребёнок болеет, тем больше он пропускает занятий в саду, меньше общается со сверстниками, реже участвует в мероприятиях, направленных на сплочение коллектива и развитие навыков общения.

Степень психологического развития

Физическое здоровье мало чем может повлиять на адаптацию - разве что болеть ребёнок будет чаще, что замедлит вливание в коллектив. Совсем иначе дело обстоит с психическим здоровьем. К сожалению, в раннем возрасте выявить психическое заболевание или отклонение могут не все родители, особенно если врачи посещаются только при необходимости.

Психические проблемы у ребёнка могут быть самых разных видов и степеней - от перманентных расстройств аутичного спектра до лёгкого недоразвития. Выявить их вовремя и начать коррекцию с помощью специалистов - психологов, логопедов и т.д., ответственная задача родителей и врачей.

Если малыш находится в тяжёлой степени адаптации или задержался в средней, не лишним будет проверить, всё ли у него в порядке. Возможно, после посещения специалиста для родителей вопрос о том, как адаптировать ребёнка к детскому саду, станет легче и понятнее.

Также важно учесть, что ребёнок может быть совершенно здоровым, но не иметь необходимых в его возрасте навыков - например, речи. Отставание от других сильно осложняет привыкание и симпатию к новой обстановке.

Уровень социализации

Некоторая часть навыка социализации зависит от врождённого темперамента ребёнка и других его психологических особенностей. Дети рано делятся на интровертов и экставертов (хотя потом ситуация может измениться) и это отлично видно при взгляде на детский коллектив. Кто-то активно бегает вместе с другими детьми или играет в игры на коврике, а кто-то сидит в одиночестве или в обществе такого же молчуна, перебирая игрушки.

Оба состояния - норма. Если ребёнок в состоянии занять себя, это облегчит его адаптацию уже в школе, станет хорошим фундаментом для развития усидчивости. Экстраверт рано приобретёт социальные навыки, но может потерять в интеллектуальных способностях. Социализированным может быть ребёнок любого типа.

В остальном социализация полностью зависит от родителей или других ответственных лиц. Распорядок дня, досуг и обучение малыша полностью зависит от них, потому родители могут как дать развитие социальным навыкам сразу, как в них возникнет потребность, так и полностью пресечь их - неосознанно или с какими-то целями.

Как адаптировать ребёнка к детскому саду?

Многих родителей интересует, как быстро адаптировать ребёнка к детскому саду - им стоит знать, что при наличии проблем или подозрений об их наличии спешить точно не стоит. У родителя есть преимущество - он знает своего малыша лучше всех и может помочь воспитателям подтолкнуть его к обществу сверстников и к доверию к себе, вместо того чтобы сваливать на персонал всю адаптационную работу.

Чтобы помочь ребёнку преодолеть негативное отношение к садику, нужно выяснить причину, по которой ему так не хочется туда ходить. Они могут быть как глубокими и скрытыми от родителей - придётся прибегнуть к помощи психолога, так и совершенно прозаичными. Важно понимать, что вещи, кажущиеся родителям несущественными или недостойными внимания, для малыша целая трагедия и яркий пример столкновения его внутреннего мира с внешним миром, принадлежащим социуму.

Почему ребёнок не хочет ходить в садик:

  1. Он привязан к родителям и не хочет расставаться с ними. Все дети скучают по родителям, но у социализированных есть одно преимущество - они могут найти им временную замену. Чаще всего такое происходит, когда родители не приучали малыша к своему отсутствию - не оставляли его с няней или бабушкой, например. В таком случае он может плохо понимать концепцию отсутствия родителей и факт их обязательного возвращения.
  2. Он расстроен необходимостью соблюдать распорядок дня и рано подниматься, чтобы прийти в сад. Таких просто выявить - он исходит от истерики, когда его собирают и ведут в сад, но уже на месте успокаивается и вливается. Чтобы избежать такого, приучение к режиму должно начинаться задолго до сада.
  3. Он ввязался в первый в своей жизни конфликт и не знает, что с этим делать. Это может быть драка или спор с другими детьми, непризнание авторитета воспитателя. Важно понять, почему ребёнок не хочет повторять контакт - вполне возможно, персонал садика ведёт себя не лучшим образом.
  4. Он отстаёт от других детей. Дети старше трёх лет (особенно девочки) активно сравнивают себя с другими и расстраиваются, если у них что-то не выходит. Выход - помочь ребёнку преодолеть обиду и вернуться в коллектив.
  5. Его кто-то обижает (на постоянной основе). Дети бывают агрессивны - перенимают опыт, увиденный в семье. Нет ничего удивительного в малыше, который страхом контролирует других, бессознательно повторяя за своими авторитетами, но такие ситуации нужно обязательно пресекать. Важно научить ребёнка давать сдачу или хотя бы сообщать о насилии родителям и воспитателям.

Это только основные причины, их вариаций может быть огромное множество. Например, современные дети очень расстраиваются из-за того, что в группу нельзя взять телефон или планшет.

После ярких видеоигр и мультиков развивающие занятия кажутся не просто скучными, а ещё и напрягающими, заставляющими задумываться и конкурировать со сверстниками на "сложном" поле реальных навыков, а не виртуальных.

Что советуют психологи

У психологов на проблемы такого рода обычно один ответ - слушать. Необходимо слушать ребёнка, если он не говорит - наблюдать за перепадами его настроения, изменениями в игре, активностью или апатией. Способов невербального общения с малышом достаточно и родитель точно знает их все.

Не нужно стесняться спрашивать воспитателей обо всём - как ребёнок ест, что делает в течение дня, с кем общается и с кем имеет конфликты. Любая информация может быть полезна. Если ситуация затягивается, можно понаблюдать за малышом на прогулке.

Обращение к психологу - не признание собственной слабости и неудач в воспитании. Это то же самое, что считать поход к стоматологу показателем слабости. Не нужно бояться ярлыков и слухов, если ребёнку нужна помощь специалиста, родитель обязан её предоставить, иначе проблема перерастёт во что-то другое и более сложное.

Рекомендации для родителей

Прежде всего - не стоит относиться к проблемам малыша несерьёзно. Разумеется, по факту отобранный карандаш, невкусная каша и воспитатель со "страшным" лицом - это ерунда, но ребёнок никогда не переживал событий сложнее и не проводил дни более насыщенно, чем в садике. Для него открылся целый мир и освоиться в нём может быть сложно даже бойкому и любознательному маленькому "исследователю".

Читайте еще: Как научить ребенка говорить букву «Ш»

Даже если проблема не решаема официально (в садике не подразумевается возможность приносить свою еду, например), её можно решить иначе - дать разрешение на удаление из личного меню ребёнка его нелюбимых продуктов. Важно понимать, что родители - единственная опора малыша, на которую он всегда должен надеяться и опираться. Это важный слой фундамента будущих доверительных отношений.

Если ребёнок будет понимать, что родитель на его стороне (но всё так же не приемлет нарушений дисциплины, как и дома), он будет чувствовать себя увереннее. Конфликтных ситуаций со временем будет становится всё меньше и меньше - социум имеет свойство быстро обучать, если малыш не замкнут в себе.

Чего делать не стоит

Пытаясь понять, как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду, родители иногда перегибают палку. Порыв защитить своего малыша понятен, но дети не так беспомощны, как кажется. Излишняя опека даже в таком маленьком возрасте ни к чему хорошему не приведёт.

При наличии проблем с адаптацией нельзя:

  1. Активно, громко и трагично жалеть ребёнка, называя сад плохим местом и каждый раз обещая, что скоро тот вернётся домой. Это может помочь кратковременно и быстро закончится спустя пару раз (дети быстро запоминают схему), но в долгосрочной перспективе сильно укрепит негативное отношение малыша к саду.
  2. Устраивать скандалы в саду. Дети постарше могут пользоваться родителем, чтобы устранять своих неприятелей в садике (детей или персонал) или просто самоутверждаться таким образом.
  3. Забирать ребёнка пораньше без уважительной причины. Не стоит давать понять, что режим не обязателен и его можно легко нарушить.
  4. Ругать малыша за его страхи, жалобы, нежелание идти в сад, особенно если он не отвечает на вопросы, а говорит о своих проблемах самостоятельно. Это отобъёт у него всё желание обращаться к родителю за защитой и поддержкой.

Все остальные вопросы с ребёнком лучше решать индивидуально. Объединившись в воспитателями, психологами и педагогами можно осторожно убрать перед малышом любой социальный барьер - достаточно желания, времени и старания.