У детей дошкольного возраста часто наблюдаются проблемы с неправильным произношением тех или иных звуков. Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок не выговаривает букву «Ш». Это довольно распространенное явление, поскольку шипящие относятся к категории проблемных звуков.
Во многих статьях, написанных логопедами, говорится, что до пяти лет родителям не стоит паниковать, если ребенок не выговаривает «Ж» или «Ш», поскольку в большинстве случаев дефекты достаточно просто устранить в домашних условиях, не привлекая логопеда. Основные причины этой проблемы:
Выбор правильных и максимально эффективных артикуляционных упражнений для отработки корректного произношения зависит от того, насколько верно родители определят тип дефекта. Их определяют несколько видов:
Степень проблем с произношением логопеды выясняют в процессе емкого обследования. Родители также могут осуществить проверку простыми и доступными методами, которые помогут выяснить степень запущенности и вероятности того, что научить ребенка правильному произношению можно самостоятельно, без участия специалиста.
Проверку следует проводить планомерно:
Родителям следует быть готовыми к тому, что в процессе диагностики проявятся проблемы с произношением и других звуков. Необходимо понимать, что работа над каждым из них осуществляется по-своему.
Начинать отработку звука «Ш» рекомендуется изолировано. Наиболее эффективным способом является метод постановки от звука «Т», при условии, что его ребенок выговаривает правильно и четко. Малышу предлагается выговорить комбинацию звуков «т-с-с» таким образом, как это произносится, когда его призывают к тишине.
После нескольких попыток задание нужно усложнить, предложив сделать то же, но со спрятанным языком за зубами. В результате получится шипение. Чтобы упражнение казалось более интересным, можно предложить имитацию шипения кошки или шелеста ветра, или звука спускающегося шарика.
Не нужно требовать от малыша мгновенного результата, и спешить переходить к более сложным заданиям. Необходимо дождаться положительного результата, тренируя шипение.
Читайте еще: Как быстро научить ребенка читать по слогам
Работая с ребенком, который не говорит букву «Ш», необходимо помнить, что к выполнению специфических заданий следует переходить только после подготовки речевого аппарата. Зарядка, в которой будут задействованы мышцы полости рта, поможет подготовить его к речевым нагрузкам, облегчив дальнейшую работу. Для зарядки можно использовать комплекс следующих упражнений:
В течение 15 секунд держать язык на нижней губе в ровном положении, не поднимая его края.
Кончик языка завернуть вверх, сделав тем самым подобия чашечки, которую следует зафиксировать в одном положении на 10 секунд. Затем расслабить его для отдыха, и повторить упражнение несколько раз.
Язык нужно держать в той же форме, медленно поднимая и опуская его несколько раз.
Поцокивание языком. Упражнение понравится малышу, если во время его выполнения он может имитировать лошадку.
Дети с гораздо большей охотой выполняют зарядку, если ее проводить перед зеркалом, позволяя им корчить рожицы, оформляя процесс как игру.
При подготовке речевого аппарата к упражнениям по отработке звука «Ш» следует уделить внимание разминке для губ. Она поможет немного снять напряжение, развивать артикуляцию, сделает органы, задействованные в речи более послушными.
Логопеды советую делать такой комплекс:
Применение комплексного подхода поможет сделать зарядку более интересной. Для этого родители могут использовать карточки с изображениями различных эмоций.
Навыки правильного произношения звуков требуют не только регулярных занятий. Родители обязаны внимательно следить за использованием полученных навыков в процессе повседневного общения ребенка. Необходимо исправлять ошибки, просить ребенка повторить проблемное слово правильно. Огромную роль играет и родительская речь. Дети склонны к подражанию, поэтому должны слышать от окружающих правильную речь.
Первым этапом отработки произношения звука является его постановка. Приучить язык занимать правильную позицию поможет тренировка с использованием таких упражнений:
После того, как малыш начал хорошо выговаривать звук «Ш», необходимо как можно чаще закреплять его произношение. Для этого нужно использовать специальные скороговорки, чистоговорки, потешки, различные материалы.
Читайте еще: Как легко и просто научить ребенка делению
Они помогут разговорить малыша, повысить его интерес к занятиям и привлечь внимание. Комплекс таких упражнений можно разнообразить заданиями на исправление ошибок, степени сравнения, придумыванием специальных имен игрушкам, вопросами, на которые нужно дать ответы. В книжных магазинах всегда можно купить соответствующие карточки или книжки.
Не всегда, когда ребенок не произносит «Ш», родители могут обойтись без консультации логопеда. Иногда помимо логопеда рекомендуется посетить невролога, ортодонта. В первую очередь это касается тех случаев, когда у ребенка наблюдаются физиологические или неврологические отклонения.
Если видимых проблем со здоровьем у малыша не наблюдается, родители вполне могут работать над улучшением его речи самостоятельно, получив консультацию у логопеда или пройдя специальные родительские курсы.
Специалисты рекомендуют:
Шипящие звуки вызывают затруднения у многих дошкольников. При своевременном выявлении проблемы и ответственном подходе родители смогут избавить от них ребенка, не допустить ее усугубления, предотвратить проблемы социализации ребенка в дальнейшем.