Дети

Как научить ребенка говорить букву «Ш»

У детей дошкольного возраста часто наблюдаются проблемы с неправильным произношением тех или иных звуков. Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок не выговаривает букву «Ш». Это довольно распространенное явление, поскольку шипящие относятся к категории проблемных звуков.

Почему у детей возникают проблемы с произношением буквы "Ш"

Во многих статьях, написанных логопедами, говорится, что до пяти лет родителям не стоит паниковать, если ребенок не выговаривает «Ж» или «Ш», поскольку в большинстве случаев дефекты достаточно просто устранить в домашних условиях, не привлекая логопеда. Основные причины этой проблемы:

  • Физиологические особенности строения речевого аппарата малыша: неправильный прикус, размер языка, высота неба.
  • Длительное использование соски, сказывающееся впоследствии на выговаривании шипящих звуков.
  • Коверканье речи взрослыми, которые постоянно разговаривают с малышом.
  • Проблемы с речью у родителей.
  • Нарушение слуха.
  • Отставание в развитии.
  • Гиперактивность малыша, проявляющаяся в большой скорости речи без желания уделять внимание правильности произношения слов.

Проверяем уровень произношения

Выбор правильных и максимально эффективных артикуляционных упражнений для отработки корректного произношения зависит от того, насколько верно родители определят тип дефекта. Их определяют несколько видов:

  • Межзубный. Малыш просовывает язык между зубами, за счет чего у него получается шепелявый звук, мало напоминающий «ш».
  • Боковой сигматизм. При произнесении слышится хлюпанье.
  • Носовой сигматизм. Издаваемый звук получается с неким акустическим эффектом, поскольку малыш говорит его в нос.
  • Свистящий прасигматизм. Вместо «ш» у ребенка получается произнести «с» со свистом.
  • Призубной парасигматизм. Произносимый звук больше похож на «т». Это происходит потому, что ребенок толкает языком зубы, произнося звук.
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае вместо желаемого звука слышится «ф». Данная проблема решается с помощью детского ортодонта, поскольку связана с нарушением прикуса.

Как проверить произношение буквы "Ш" без логопеда

Степень проблем с произношением логопеды выясняют в процессе емкого обследования. Родители также могут осуществить проверку простыми и доступными методами, которые помогут выяснить степень запущенности и вероятности того, что научить ребенка правильному произношению можно самостоятельно, без участия специалиста.

Проверку следует проводить планомерно:

  • общая: ребенку предлагается сказать два-три предложения, в которых встречается звук «Ш», затем перейти на отдельные слова, учащая повторение звука;
  • в слогах: более ясную картину сможет дать проверка произношения «Ш» в разных позициях и в сочетании с различными буквами.

Родителям следует быть готовыми к тому, что в процессе диагностики проявятся проблемы с произношением и других звуков. Необходимо понимать, что работа над каждым из них осуществляется по-своему.

Учимся произносить "Ш" правильно

Начинать отработку звука «Ш» рекомендуется изолировано. Наиболее эффективным способом является метод постановки от звука «Т», при условии, что его ребенок выговаривает правильно и четко. Малышу предлагается выговорить комбинацию звуков «т-с-с» таким образом, как это произносится, когда его призывают к тишине.

После нескольких попыток задание нужно усложнить, предложив сделать то же, но со спрятанным языком за зубами. В результате получится шипение. Чтобы упражнение казалось более интересным, можно предложить имитацию шипения кошки или шелеста ветра, или звука спускающегося шарика.

Не нужно требовать от малыша мгновенного результата, и спешить переходить к более сложным заданиям. Необходимо дождаться положительного результата, тренируя шипение.

Читайте еще: Как быстро научить ребенка читать по слогам

Упражнения перед началом занятий

Работая с ребенком, который не говорит букву «Ш», необходимо помнить, что к выполнению специфических заданий следует переходить только после подготовки речевого аппарата. Зарядка, в которой будут задействованы мышцы полости рта, поможет подготовить его к речевым нагрузкам, облегчив дальнейшую работу. Для зарядки можно использовать комплекс следующих упражнений:

В течение 15 секунд держать язык на нижней губе в ровном положении, не поднимая его края.

Кончик языка завернуть вверх, сделав тем самым подобия чашечки, которую следует зафиксировать в одном положении на 10 секунд. Затем расслабить его для отдыха, и повторить упражнение несколько раз.

Язык нужно держать в той же форме, медленно поднимая и опуская его несколько раз.

Поцокивание языком. Упражнение понравится малышу, если во время его выполнения он может имитировать лошадку.

Дети с гораздо большей охотой выполняют зарядку, если ее проводить перед зеркалом, позволяя им корчить рожицы, оформляя процесс как игру.

Дополнительная разминка для губ

При подготовке речевого аппарата к упражнениям по отработке звука «Ш» следует уделить внимание разминке для губ. Она поможет немного снять напряжение, развивать артикуляцию, сделает органы, задействованные в речи более послушными.

Логопеды советую делать такой комплекс:

  • «Хоботок». При выполнении ребенок должен чередовать положение губ, произнося звуки «О» и «У»: сначала делать широкую трубочку, затем ее сужать.
  • «Трубочки и улыбочки»: из позиции «У» (узкой трубочки) переходить к широкой улыбке. Она должна быть максимально широкой.
  • «Удивление». Следует сделать выражение крайнего удивления на лице, поставив губы в позицию «О».
  • «Улыбки». Малышу нужно улыбаться, поочередно открывая верхние и нижние губы.
Применение комплексного подхода поможет сделать зарядку более интересной. Для этого родители могут использовать карточки с изображениями различных эмоций.

Упражнения для постановки звука "Ш"

Навыки правильного произношения звуков требуют не только регулярных занятий. Родители обязаны внимательно следить за использованием полученных навыков в процессе повседневного общения ребенка. Необходимо исправлять ошибки, просить ребенка повторить проблемное слово правильно. Огромную роль играет и родительская речь. Дети склонны к подражанию, поэтому должны слышать от окружающих правильную речь.

Первым этапом отработки произношения звука является его постановка. Приучить язык занимать правильную позицию поможет тренировка с использованием таких упражнений:

  • Движение «чашечки» вверх-вниз.
  • Упражнение с кусочком ватки. Оно похоже на веселую игру, поэтому дети делают его с большим удовольствием. Язык занимает позицию «чашечки». Малышу необходимо его вынуть изо рта как можно дальше. После этого на нос кладется кусочек ваты. При выдохе поток воздуха устремляется вверх, сдувая ватку. Эта гимнастика является очень эффективной для профилактики шепелявости.
  • «Кораблик на волнах». Все та же «чашечка» исполняет роль кораблика, которого поднимают волны вверх, и после задержки в три секунды опускают вниз.

После того, как малыш начал хорошо выговаривать звук «Ш», необходимо как можно чаще закреплять его произношение. Для этого нужно использовать специальные скороговорки, чистоговорки, потешки, различные материалы.

Читайте еще: Как легко и просто научить ребенка делению

Они помогут разговорить малыша, повысить его интерес к занятиям и привлечь внимание. Комплекс таких упражнений можно разнообразить заданиями на исправление ошибок, степени сравнения, придумыванием специальных имен игрушкам, вопросами, на которые нужно дать ответы. В книжных магазинах всегда можно купить соответствующие карточки или книжки.

Что советуют логопеды

Не всегда, когда ребенок не произносит «Ш», родители могут обойтись без консультации логопеда. Иногда помимо логопеда рекомендуется посетить невролога, ортодонта. В первую очередь это касается тех случаев, когда у ребенка наблюдаются физиологические или неврологические отклонения.

Если видимых проблем со здоровьем у малыша не наблюдается, родители вполне могут работать над улучшением его речи самостоятельно, получив консультацию у логопеда или пройдя специальные родительские курсы.

Специалисты рекомендуют:

  • проводить занятия по коррекции регулярно и систематично;
  • не перегружать ребенка и не требовать мгновенных результатов;
  • вносить в занятия игровой элемент;
  • обязательно проводить физминутки в процессе занятий;
  • сохранять самообладание и дружелюбие;
  • говорить ребенку похвалы даже за самые небольшие достижения;
  • подходить к работе планомерно, постепенно усложняя задания по мере достижения успехов на предыдущем уровне;
  • не следует начинать с малышом изучение иностранных языков до того, как он научится правильно произносить звуки родной речи.

Шипящие звуки вызывают затруднения у многих дошкольников. При своевременном выявлении проблемы и ответственном подходе родители смогут избавить от них ребенка, не допустить ее усугубления, предотвратить проблемы социализации ребенка в дальнейшем.