Дети

Как приучить ребенка к горшку

С момента изобретения непромокаемых подгузников не стихают дискуссии по поводу того, в каком возрасте начинать и как приучить ребёнка к горшку. Потому что исчез дискомфорт от мокрых штанишек, который прежде побуждал малыша самостоятельно искать решение этой проблемы. Теперь родители вынуждены предпринимать особые действия, чтобы кроха освоил это искусство.

Как и когда нужно приучать к горшку?

Есть разные мнения по поводу того, сколько месяцев или даже лет должно исполниться ребёнку, чтобы навык правильного и успешного использования этого предмета гигиены закрепился у него быстро и прочно.

Кто-то ждёт до тех пор, пока малыш не только полностью встанет на ноги, но станет вполне осознанным. Такие родители полагают, что маленький человек должен самостоятельно принять решение отказаться от памперса.

Противоположная позиция заключается в том, что ребёнка начинают высаживать на «ночную посуду» в возрасте до года, чуть ли не с 5–6 месячного возраста, как только он начинает самостоятельно садиться.

Такой подход основывается на том, что использование этого аксессуара — вполне естественное действие, и должно войти в обиход малыша в бессознательном возрасте.

Знание — сила

Как бы то ни было, каждая семья принимает решение самостоятельно, основываясь на своих знаниях о том, как формируются реакции, связанные с процессом отказа от подгузника. Сегодня теоретические основы изложены во многих источниках.

Можно прочитать книгу «Дневник развития ребёнка от рождения до трёх лет» профессора Александра Казьмина. Или познакомиться с работами доктора Комаровского, которые он поместил на свой сайт.

Как приучить ребенка к горшку: видео блогеров на эту тему и комментарии в форумах, мнение старших членов семьи и ближайшего окружения помогут решить, с какого возраста приучать ребёнка к горшку.

Надо отметить, что выбор большинства участников дискуссий — начинать обучать годовалого малыша, не раньше. Так устроена человеческая физиология, что совсем маленькие дети не способны контролировать физиологию.

Большинство же педиатров как в России, так и за рубежом рекомендуют начинать даже ещё позже, в полтора-два года, когда малыш созрел физически и готов психологически. Следует правильно учитывать индивидуальные особенности — для некоторых несложно приобрести условный рефлекс в возрасте 12 месяцев, для других это сложно даже в три года.

Сколько бы мнений не существовало, именно родителям, которые несут моральную и финансовую ответственность за несовершеннолетнего, решать, во сколько месяцев или лет приучать ребёнка к горшку.

Советы по подбору удобного горшка для девочки и мальчика

Два главных требования, предъявляемые к гигиеническому приспособлению — удобство и правильный материал изготовления. Потому что использоваться он будет часто, а прикасаться к весьма деликатной части тела с нежной кожей.

Устойчивость

Чтобы «ночной предмет» был удобным и для мальчика, и для девочки, он должен быть устойчивым. В прежние времена это достигалось за счёт тяжести материала, из которого изготавливался предмет. Сегодня керамика и металл используются нечасто. Устойчивость же пластиковых достигается конструктивным путём.

Низ приспособления должен быть шире той части, на которую садится малыш — устойчивость пирамидальной конструкции доказана ещё фараонами.

Наличие твёрдой опоры для спины не позволит малышу опрокинуться назад. Большинство недорогих пластиковых предметов гигиены имеет выступ в форме спинки.

Анатомические различия

Разница в анатомии мальчика и девочки требует выбрать для них горшки разной формы. В продаже встречаются круглые и овальные изделия.

На предмет какой именно формы высаживать девочку, по большому счёту, не имеет большого значения. Традиционно, родители приобретают круглые приспособления. Они и выглядят привлекательно, и мыть их удобнее.

Мальчику круглое отверстие будет неудобно, поэтому ему покупают овальный горшок. Существуют конструкции, в которых предусмотрен особый валик, предупреждающий разбрызгивание. По мнению специалистов, выбирать такие изделия правильно, потому что ребёнку вначале сложно быть аккуратным. А попадание брызг на руки и тело делает процесс неприятным и может затянуть сроки приобретения необходимого навыка.

Другое конструктивное решение, а именно, горшок в форме седла, оценивается по-разному. Одни специалисты считают, что прямая посадка облегчает использование и способствует быстрому приучиванию. Другие полагают, что, приучившись к «седлу», ребёнок будет испытывать психологические сложности, переучиваясь в будущем правильно пользоваться предметами привычной для всех формы.

«Седло» придумали, учитывая анатомические особенности именно мальчика. Приучать девочку к горшку такой формы не имеет смысла.

Материал

Металлические и керамические горшки уходят в прошлое. Достижения современной химической промышленности сделали пластиковые изделия почти идеальными. Они:

  • Недорогие. Можно купить несколько горшков, чтобы не возить с собой один и тот же к бабушке и на дачу.
  • Тёплые. Пластик не даёт эффекта прикосновения к холодному, который возникает при присаживании на металлический или керамический горшок. Это позволяет родителям меньше ломать голову о том, как научить ребенка ходить на горшок.
  • Удобные. Так как пластиковые горшки чаще литые, место, на которое высаживают мальчика или девочку, максимально хорошо повторяет изгибы тела. Поэтому сидеть на них удобно, а на коже не остаются рубцы от твёрдого ободка.
  • Гигиеничные. Современный пластик не вызывает раздражения, выдерживает высокие температуры, его всегда можно ошпарить кипятком.
  • Лёгкие и прилипчивые. Несмотря на все перечисленные достоинства, пластиковые горшки имеют один большой недостаток. Если ребёнок сидит на нём достаточно долго, происходит эффект «прилипания» идеального по анатомической форме сиденья к попке. Поэтому при вставании горшок может подняться вместе с малышом, потому что достаточно лёгкий для этого. А затем, при выпрямлении ножек, упасть на пол, разлив содержимое по полу. Поэтому в первое время нужно контролировать процесс, а затем научить ребёнка придерживать горшок.

Лишнее

Есть смысл также перечислить факторы, которые не важны и даже излишни при использовании аксессуара. А именно:

  • цвет;
  • наличие украшений и нефункциональных деталей;
  • звуковые эффекты.

Хорошо, когда горшок внешне привлекателен. Но ассоциация с игрушкой здесь совершенно ни к чему. Малыш должен понимать, что с помощью этого предмета он делает нужное дело. Не стоит надевать его на голову или наполнять водой, чтобы запустить рыбок.

Цвет горшка не должен быть отталкивающим. Будет он голубым, розовым или зелённым, не имеет значения. Некоторые родители предпочитают белый, считая, что так проще соблюдать идеальную чистоту предмета.

Возможные цветочки, ушки, глазки и усики, которые порой встречаются на детских горшках, не вполне уместны. И не только потому, что лучше всего отмывается гладкая поверхность, а не та, из которой торчит «носик» или «зубик».

Производители подобных «оригинальных» предметов гигиены считают, что проще привить правила опрятности в игровой форме. Рассказать малышу, что горшок «съел каки». Однако никто не знает точно, какую именно ассоциацию вызовет предложенный сценарий в голове самого ребёнка. И станет ли он пользоваться другими горшками или унитазом, который не «смотрит глазками».

Что же касается звуков, которые издают некоторые горшки при наполнении, то психиатры не только не одобряют такое излишество, но выступают резко против. Смыкание в мозгу торжественного марша после мочеиспускания или дефекации может иметь обратный эффект — ребёнок будет мочиться и опорожняться в любой ситуации, когда услышит знакомые звуки. Даже если он в этот момент не на горшке и полностью одет.

Как научить ребенка ходить на горшок

По мнению врачей, физическая и психологическая готовность ребёнка к сознательной опрятности формируется к полутора-двум годам. Хотя бывают отклонения в ту или иную сторону, формирование условных рефлексов — вещь индивидуальная. Есть дети, которые хорошо управляются с горшком уже в год, другие даже в три года испытывают затруднения.

Специалисты делят процесс на пять условных этапов, которые позволяют сделать приучение ребёнка к горшку постепенным и последовательным.

Читайте еще: Как научить ребенка понимать время по часам

1 этап: знакомство. Ребёнку демонстрируют сам горшок и то, как им пользуются игрушки. Малыш последует их примеру. Для наглядности лучше всего использовать пупса. Хорошо, если в нём есть отверстие, через которое в нужный момент в горшочек выливается вода. Процесс сопровождают объяснениями на словах. В числе рекомендаций чтение таких детских тематических книжечек как «Медвежонок Федя и горшок» и «Макс и горшок».

2 этап: высаживание. Родители начинают сажать ребёнка несколько раз в день:

  • перед тем, как уложить спать;
  • после того, как малыш проснулся;
  • перед каждым кормлением;
  • после каждого приёма пищи;
  • перед прогулкой;
  • по возвращении домой.

3 этап: отказ от подгузников. Ребёнок изучает своё тело, понимает, для чего нужны соответствующие органы, как они работают.

4 этап: одобрение. Каждый успешный раз использования горшка малыш получает словесную похвалу. Нельзя баловать игрушками или вкуснятиной. Ни в коем случае не ругать.

5 этап: закрепление навыка. Родители внимательно следят за ребёнком, чтобы понять, когда ему пора на горшок. Он пытается натуживаться, лицо краснеет. Тогда взрослый спрашивает малыша, нужен ли тому горшок. И помогает, если малыш замешкался, не может быстро снять одежду.

В процессе приучения важна постепенность и осторожность. Не следует принуждать ребёнка, постоянно держать его на горшке, если результат заставляет себя ждать. Иногда это вызывает отторжение, может сделать пользование гигиеническим аксессуаром неприятным.

Горшок должен быть в зоне доступа, чтобы ребёнок мог им воспользоваться при первых позывах к мочеиспусканию или дефекации.

Одежда не должна стать помехой в ответственный момент. Именно поэтому советуют обучать ребёнка летом, когда на нём немного вещей. Нужно избегать сложных застёжек и завязок. Малыш научится быстро садиться на горшок, если может буквально скинуть трусики или штанишки.

Хорошо, если в семье есть достаточно близкий по возрасту старший брат или сестра. Выступая наставниками, они продемонстрируют крохе мастерство использования горшка.

Обычно процесс приучения к горшку длится две-три недели. А особые экспресс-методики придутся по душе родителям, озадаченным тем, как быстро приучить ребёнка к горшку.

Методика быстрого приучения за 3 дня

Учить этим способом можно только деток в возрасте старше полутора лет, которые способны пояснить словами или жестами своё желание. И, испортив памперс, стараются самостоятельно от него избавиться. То есть, уже связали в сознании мочеиспускание или дефекацию в подгузник с дискомфортом.

Метод используют в случаях, когда появилась необходимость провести обучение в сжатые сроки. Речь идёт о дальней поездке или начале посещения дошкольного учреждения.

Не надо ожидать чудес — «промашки» будут встречаться и в четвёртый, и в последующие дни. Но с помощью этой методики формируется базис полезной привычки.

Трёхдневное обучение не значит, что потребуются только три дня. На практике перед «погружением» в процесс приобретения навыка обязательна предварительная подготовка:

  • за две недели до активных действий приобретается необходимый аксессуар. Ежедневно проводится его демонстрация, как описано выше;
  • за неделю до применения метода приобретается детское нижнее бельё, которое также демонстрируется ребёнку. Ему объясняют, что подгузник использоваться больше не будет;
  • мама малыша, а лучше, оба родителя обеспечивают своё присутствие рядом с ребёнком все три дня непрерывно. Вероятно, для этого нужно взять отгул;
  • делается запас развлечений в виде игр, книг, видео. Развлечения помогут провести время не скучно и не раздражаться.

Первый день

Утром после сна с ребёнка снимают подгузник. Можно надеть новые трусики, можно этого не делать, если позволяет температура в помещении.

Горшок помещают поближе к малышу. Допускается обильное питьё, побуждающее к опустошению мочевого пузыря.

«Дежурный» родитель внимательно следит за ребёнком, ловя первые признаки позывов в туалет. Нужно постараться сделать так, чтобы малыш уловил прямую взаимосвязь между желанием и высаживанием.

Некоторые родители сажают ребёнка на горшок каждые 20 минут.

Работа кропотливая, именно поэтому желательно присутствие двух взрослых людей. Чтобы каждая попытка сходить в туалет завершалась результативно, создавая в сознании прочную связь.

Всякий раз, когда малышу сопутствует успех, его хвалят. Поясняя, что он не просто молодец, а именно по причине правильного использования гигиенической принадлежности. В случае же неудачи ведут себя спокойно: не обращают внимание, подмывают и меняют бельё на сухое.

Чтобы малыш хорошо отдохнул после напряжённого дня, на ночь его укладывают спать в подгузнике.

Второй день

Без подгузника идут на прогулку, предварительно хорошо посидев на горшке и сделав все «дела». От дома далеко не отходят, чтобы в случае конфуза оперативно вернуться, подмыться и переодеться. Летом при комфортной погоде берут с собой горшок и запасное бельё. Хвалят за каждую успешную попытку.

Третий день

Продолжая действия первых двух дней, добавляют дополнительный выход на улицу. Это позволяет закрепить навык контроля за оправлениями организма не только внутри, но и вне помещения.

Методика: приучаем за семь дней

Систему, как правильно приучить ребёнка к горшку за неделю, придумала бывшая медсестра для новорождённых Джина Форд. Она назвала её «Добровольный малыш» и описала в книгах, ставшими в Великобритании бестселлерами.

Система применяется только для детей, которым уже исполнилось полтора годика, они умеют самостоятельно снимать одежду и понимают, что им говорят родители. Методика во многом схожа трёхдневному варианту. Также необходимо провести двухнедельную предварительную подготовку, которая описана выше.

Первый день

С проснувшегося малыша снимают подгузник и высаживают на горшок, рассказывая, что он уже взрослый и теперь будет ходить в трусиках. Необходимо дождаться и мочеиспускания, и дефекации, но не держать на предмете гигиены дольше десяти минут. Если ничего не получилось, попытку повторяют каждые 15 минут. Сидя рядом, родитель должен объяснить, что очень важно вести себя опрятно.

Второй день

Тщательно отслеживают признаки желания ребёнка сходить в туалет. При малейшем подозрении высаживают на горшок, чтобы прочно закрепить успехи предыдущего дня.

Третий день

Продолжая выполнять прежнюю тактику, приобретают навыки прогулки без памперса, как описано в предыдущей методике.

Дни с четвёртого по седьмой

В предыдущие дни стало понятно, через какие периоды у малыша возникают позывы. Через такие промежутки времени надо предлагать ему сходить в туалет, если он заигрался или увлечён мультфильмом.

Автор системы «Добровольный малыш» утверждает, что большинство детей за неделю начнут демонстрировать устойчивые навыки соблюдения гигиены. Если же сначала случаются конфузы, такое не страшно — когда взрослые показывают, что одобряют правильное поведение, это совсем скоро прекратится.

Методика доктора Комаровского

Известный педиатр доктор Евгений Комаровский стал популярным как автор книг и видео по детскому воспитанию. Свой взгляд он изложил на страницах статьи «Дорога к горшку».

Технология привития ребёнку навыков элементарной опрятности у Комаровского в основе совпадает с принципами из предыдущих методов. Однако основная идея доктора — не нужно торопиться. По физиологическим нормам, на основе научных данных:

  • естественный контроль за процессами выделения возникает только после года жизни, «дозревает» за второй год;
  • более или менее устойчивыми навыки становятся в течение восьми месяцев, от 22-го до 30-го;
  • стойкими условные рефлексы становятся только к возрасту трёх лет.

Иначе говоря, как приучить ребёнка к горшку, в 2 года не должно оказаться проблемой.

Прежде, чем приучать ребёнка обходиться без памперса, нужно убедиться, что его организм готов психически и физиологически:

  • установился относительно стабильный режим дефекации;
  • ребёнок не «пачкает» подгузник полтора-два часа подряд;
  • малыш знает, как называются части тела и предметы одежды;
  • он понимает, что такое «пописать» и «покакать»;
  • демонстрирует, что ему некомфортно в использованном памперсе;
  • способен или старается раздеваться самостоятельно;
  • старается или уже умеет самостоятельно входить и покидать туалет.

Самый важный признак того, что ребёнок готов к самостоятельному оправлению естественных потребностей — его способность передать взрослым желание сходить в туалет. Не обязательно словами, это может быть жест или особые звуки, и даже кривляние.

Читайте еще: Как научить ребенка одеваться самостоятельно

Но есть главное отличие этого метода, как приучить ребёнка к горшку: Комаровский лояльно относится к подгузнику и считает, что сразу окончательно и бесповоротно расставаться с ним не следует. Это изобретение для детской гигиены пригодится в поездках, при зимних прогулках, во время ночного сна.

Однако для создания прочного навыка самостоятельно ходить в туалет каждый раз, когда ребёнок просыпается или возвращается сухим, его надо высаживать на горшок, а за сухой памперс хвалить.

Что делать, если ребенок отказывается садиться на горшок

Главное — не паниковать. Тот же Доктор Комаровский пишет, что ему не встречались нормально развитые четырёхлетние дети в памперсах. Тем более, если им 5, но и года в полтора для некоторых — ещё преждевременно. Когда ребёнку 1 год, то, как приучить его к горшку — вопрос просто задан слишком рано.

Если сегодня ребёнок отказывается использовать этот предмет гигиены, вероятно, ещё не наступило его время.

Необходима пауза в месяц-другой. В это время продолжать игры с «писающими пупсами», читать детские книжки о дружбе с горшком. А затем в тёплые летние дни предпринять ещё одну попытку сделать общение малыша с ним более тесным и продуктивным.