Дети

Как научить ребенка правильно держать ручку

При поступлении в школу часто выясняется, что ребенок не умеет правильно держать письменные принадлежности. Происходит это потому, что еще в возрасте 3-4 лет у него просыпается интерес к рисованию, но в это время мало кто из родителей задумывается, как научить ребенка правильно держать карандаш. В этой статье вы узнаете, какие простые способы помогут своевременно избежать этой проблемы или скорректировать неправильный захват.

Почему возникают ошибки?

Проблема как научить ребенка правильно держать ручку достаточно распространена: причины ее появляются еще в раннем детстве.

Начинается все с того, что ребенок привыкает держать все игрушки в кулачке, поэтому и карандаши с фломастерами во время рисования держит, сжимая в кулачке. А родителей редко заботит этот вопрос, ведь в кои-то веки ребенок занимает себя сам, а, значит, лучше его не трогать лишний раз.

Наблюдательные дети смотрят, как держат ручку взрослые, и пытаются повторить положение пальчиков: держать предмет ребенок будет не в кулачке, но тоже, скорей всего, неправильно.

В этом возрасте мелкая моторика у ребенка развита еще недостаточно, поэтому сложно повторить положение рук. Получается, что одна из причин это — недостаточное развитие мелкой моторики посредством занятий лепкой пластилином или соленым тестом.

Правильные щипки ведущей рукой тремя пальцами: указательным, средним и большим помогают подготовить пальцы к их правильному положению при письме.

Читайте еще: Как легко и просто научить ребенка делению

К чему может привести неправильное держание карандаша?

Очень важно приучить ребенка правильно держать в руке карандаш, потому что его неправильный захват может привести к негативным последствиям как психологического плана, так и медицинского. Например:

  • ухудшения осанки из-за неправильного положения корпуса при письме;
  • ухудшение зрения;
  • быстрая утомляемость при письме, штриховании и рисовании;
  • повышенная утомляемость;
  • частые спазмы мышц кисти руки;
  • негативное отношение к письменным работам, отказ от них;
  • отсутствие аккуратного каллиграфического почерка;
  • снижение успеваемости в школе.

Как правильно держать ручку при письме

Правильное положение ручки в руке выглядит следующим образом:

  • ручка должна лежать на средней фаланге среднего пальца;
  • указательный палец подушечкой придерживает предмет на среднем пальце;
  • большой палец подушечкой удерживает ручку от выскальзывания сбоку;
  • все три пальца находятся в слегка согнутом положении, не испытывают большого напряжения;
  • при этом палец, который находится сверху, легко можно приподнять, но ручка все равно не выпадет;
  • свободные мизинец и безымянный палец должны быть либо спрятаны в ладонь, либо лежать на суставе большого пальца;
  • во время письма рука не лежит на листе бумаги, а лишь опирается на него верхним суставом мизинца.

Эти правила не меняются и не зависят от того, какой рукой пишет ребенок: левой или правой.

Как научить ребенка правильно держать ручку

Объяснить ребенку, как держать ручку в руке правильно, довольно сложно и наглядно, и словами. Но, к счастью, существует несколько способов, которые помогут это сделать в увлекательной игровой форме или при помощи ассоциаций с другими предметами. Рассмотрим эти способы.

Захват пинцетом

Один из самых простых и не требующих дополнительных усилий способ научить малыша правильно держать ручку. Для этого посадите ребенка за стол или парту и покажите ему, что взять предмет в руки нужно всего тремя пальцами: большим, указательным и средним. Сделать это нужно обязательно за противоположный конец от пишущей части.

Теперь, держа ручку так, чтобы она опиралась о стол пишущим наконечником, нужно показать ребенку, как можно перехватывать стержень этими же пальцами ближе к противоположному концу. Когда пальцы окажутся где-то за 1 см до основания ручки, они займут верное положение.

Обязательно обратите внимание ребенка на том, что это "новый и правильный" способ держания ручки. Так он лучше его запомнит. Кроме того, плюс этого метода в том, что если ребенок забыл, как держать предмет или он выпал из кисти, это упражнение он всегда сможет повторить и самостоятельно, без помощи взрослых.

Салфеточный метод

Для обучения правильному удержанию карандаша в руке по этому методу, нужно взять обычную бумажную салфетку, для удобства разрезав ее на две части. Подойдет также и кусочек ткани или ватный тампон, главное, чтобы все эти предметы удобно помещались в небольшую детскую ладошку.

Попросите ребенка взять салфетку в руку мизинцем и безымянным пальцем, а оставшимися пальцами схватить и плотно удерживать карандаш. Он не сможет удержаться тремя пальцами в неправильном положении, малыш без долгих объяснений поймет, как нужно держать этот предмет.

Затем попросите ребенка порисовать или пописать что-нибудь с двумя зажатыми предметами. Через пару тренировок такой захват плотно закрепится в его мышечной памяти.

Совсем малышам можно обыграть этот прием в сказочной форме: рассказать о том, как карандаш промок под дождем и хочет насухо вытереться, или что он заболел и нужно помочь высморкаться. Ребенок же должен помочь письменной принадлежности это сделать, прижав друг к другу одной рукой.

Салфеточный метод является самым известным среди родителей и педагогов и широко применяется на практике.

Дартс

Если ребенок не совсем маленький и уже может играть в дартс, то научить его правильно держать карандаш не составит труда — достаточно поиграть с ним в эту азартную игру.

Объясните ребенку, что точно попасть в цель можно, только лишь когда дротик правильно и плотно лежит в руке. Наигравшись, расскажите, что карандаш тоже может быть дротиком, а бумага — мишенью. Точно попасть в цель — значит, написать красивые буквы или нарисовать аккуратные линии. Получится это, когда карандаш будет лежать в руке так же правильно, как и дротик.

Мелки

Простой и веселый способ обучения малыша. Придумайте с ребенком историю про то, что все карандашики обиделись и ушли, а рисовать теперь можно лишь цветными мелками.

Отломите и дайте ему маленький кусочек 2-3 см, его нельзя будет взять в кулак, как обычный кусок мела. Двумя пальцами удерживать тоже будет сложно — кусочек будет отклоняться то в одну, то в другую сторону, линия будет нечеткой. Единственный способ нарисовать хороший рисунок мелками — схватить их правильным "пинцетным" захватом.

Такой способ подойдет для самых упрямых детишек, которые никак не хотят учиться и повторять а взрослым то, что его просят сделать. Правильный захват ручки сформируется самостоятельно, через метод проб и ошибок.

Метка на пальчике

Детям, которые любят везде и во всем следовать инструкциям, можно предложить этот метод.

Просто нарисуйте на среднем пальце небольшую точку в том месте, где палец плотно соприкасается с ручкой. На ручке или карандаше также сделайте отметку на расстоянии 1-2 см от острия грифеля. Объясните малышу, что правильно удерживать ручку нужно так, чтобы эти две точки плотно соприкасались друг с другом. После пары тренировок у ребенка отлично начнет все получаться.

Читайте еще: Как научить ребенка считать в уме

Этот способ отлично подойдет и детям, которые любят всевозможные тайны и загадки, стоит лишь привнести в ситуацию элемент игры. Вы можете сказать ребенку, что эта точка на пальце — настоящий шпион, чтобы успешно завершить операцию, она всегда должна быть под прикрытием, иными словами, должна быть прикрыта пальцем. Ребенок настолько усердно начнет следовать этому правилу, что незаметно для себя привыкнет держать письменные принадлежности правильным образом.

"Баю-бай", ручка

Еще один игровой метод для обучения правильному захвату ручки.

Нужно сказать ребенку, что ручка уже устала и хочет, чтобы ее уложили спать. Для этого нужно взять ее так, чтобы средний палец стал подушкой, указательный превратился в удобную подушку, а большой накрыл ручку словно одеяло.

Когда ребенок возьмет ручку таким образом, попросите его укачать предмет — пописать и порисовать на бумаге. Оставленным следом ручка будет словно говорить "спасибо" за то, что ее уложили спать.

Кроме этих способов существует еще один секрет успешного обучения ребенка правильному захвату ручки: его мелка моторика должна быть хорошо развита. Развивать ее нужно еще задолго до школы: тогда вы избежите и этой проблемы, и других: например, ребенок с развитой мелкой моторикой будет более работоспособным, его рука не будет перенапрягаться и быстрее уставать от письма, чем руки других ребят.

Как правильно выбрать ручку

Магазины канцелярских принадлежностей предлагают огромный выбор ручек и карандашей на любой вкус и цвет. Часто родители ориентируются только на интерес ребенка к тому или иному дизайну пишущих принадлежностей, что является серьезной ошибкой.

Ведь прежде всего, внимание необходимо обращать на удобство, эргономичность и правильность формы пишущего предмета.

Чтобы выбрать качественный товар необходимо обратить внимание, как минимум, на три важные вещи:

  • Диаметр ручки или карандаша должен быть не больше 1 см, иначе рука будет испытывать неудобства.
  • Лучше использовать на практике шестигранные и трехгранные карандаши, чтобы они легче ложились в руку. Карандаши круглой формы дети часто перебирают пальцами, потому что испытывают неудобство.
  • Идеальным вариантом ручки окажется та, у которой будет прорезиненная часть. Так даже круглая принадлежность будет плотно зажата детскими пальчиками и не будет скользить.

Также существуют специальные насадки на ручки и карандаши, которые фиксируют в углублениях правильное положение пальчиков, поэтому так и называются: "ручки-самоучки".

Как нужно сидеть за столом

Правильно держать ручку и карандаш в руке будет гораздо сложнее тем детям, которые неправильно сидят за столом. Поэтому еще одна задача родителей при выработке этого навыка — контролировать положение ребенка за письменным столом.

Для этого стоит обращать внимания на следующие моменты:

  1. Ноги ребенка должны стоять на полу, стопы плотно прижаты.
  2. Спина должна быть ровная и прямая.
  3. Оба локтя должны находится в пределах письменного стола, ни в коем случае не свисать с него.

Грудью ребенок не должен опираться и тем более лежать на столе, расстояние от края стола до груди должно быть около 2 см. Другими словами, между ребенком и партой можно пропихнуть ладонь боком.

Лист бумаги должен лежать не прямо, а чуть под наклоном, примерно в 30 градусов по отношению к телу. При этом нижний левый угол должен быть направлен будто на середину груди ребенка.

Такие простые правила правильной посадки за столом не только будут беречь здоровье вашего ребенка, но и помогут научиться правильно держать ручку. Ведь малыш не будет елозить на стуле и пытаться сесть поудобнее, все его внимание будет сконцентрировано на пальцах и карандашах.

Не имеет значения — левша или правша ваш ребенок, проблемы с правильным удержанием ручки при письме могут иметь все. Главная задача родителей — помочь малышу исправить этот недостаток, а не считать пустяком и игнорировать его.

Причем стараться делать это в игровой форме, а не в принудительном порядке, чтобы не вызвать негативные ассоциации. Ведь в дальнейшем, все это может негативно сказаться как на здоровье, так и на школьной успеваемости вашего ребенка.