Звук "р" является одним из самых сложных в формировании речи ребенка. Чаще всего, он встает у детей только к 4-5 годам. Статистика показывает, что до этого возраста чисто и правильно выговаривают "р" лишь 10% детей. Причины того, что ребенок картавит, могут быть разными, от понимания причин стоит строить план лечения или занятий по исправлению дефекта речи. Что должны знать о картавости родители и какие меры по ее преодолению предпринять, узнаете из этой статьи.
Картавость — это неправильное, искаженное произношение звука "р". В норме язык поднимается к небу, в район переднего зубного ряда, и на выдохе получается чистый звук "р".
Неправильным произношение этого звука можно считать в следующих случаях:
Причины картавости делятся на логопедические и стоматологические. Рассмотрим их.
Она соединяет нижнюю часть ротовой полости с языком, прикрепляясь примерно на его середине. В стоматологической практике часто встречается ее укорочение, когда уздечка крепится к верхней трети языка. Это ограничивает его движения, влияя на артикуляционный аппарат.
В 5-6 лет уздечка языка у ребенка должна быть примерно 8 мм, такая длина позволит языку нормально двигаться во рту. Если же диагностировано ее укорочение или утолщение, то практически всегда ребенок не выговаривает буквы р, л. Коррекцию обычно проводит либо стоматолог (хирургическим путем), либо логопед (специальным комплексом упражнений).
То, что ребенок не произносит р, может быть связано с неправильным произношением звуков, которые он освоил ранее. Чаще всего это шипящие или свистящие звуки, поэтому путаются р-л, при которых ребенок произнесет: клажа, волобей, делево, волона.
По словам логопедов, эти случаи корректируются легче, чем остальные, потому что звуки образуются по схожему принципу, а ребенок использует тот вариант, который проще произносится. Если же ребенок не говорит р, то она заменяется на какой-либо другой звук. Тогда коррекция занимает больше времени: это может быть нарушение фонематического слуха или фонематического восприятия.
К таким нарушениям относятся все виды восприятия отдельных звуков, когда ребенок слышит какие-то звуки, но не слышит "р" и поэтому заменяет его на "л". Именно для правильного развития фонематического слуха родителям крайне не рекомендуется сюсюкать с детьми, потому что происходит оно именно во время устной речи. Пика своего развития он достигает к 4-5 годам жизни малыша, но нарушения заметить можно еще на более раннем этапе.
Читайте еще: Как быстро научить ребенка писать
Чем раньше родители замечают симптомы нарушения фонематического слуха, тем раньше следует обратиться к специалисту. Может казаться, что малыш просто картавит, а за этим скрываются различные заболевания центральной нервной системы, аденоидные вегетации или отиты.
К нему относятся язык, щеки и губы. Поэтому то, что ребенок не говорит букву р может указывать на то, что мышцы речевого аппарата недостаточно развиты, недостаточно принимают участие в образовании звуков. Другой причиной может стать гипо- или гипертонус, который также влияет на звукопроизношение.
Звук "р" достаточно сложный для ребенка, он требует сосредоточения и приложения усилий. Дети, которые имеют особые поведенческие реакции, чаще других имеют проблемы с воспроизведением этого звука. К ним относится как синдром дефицита внимания, гиперактивности, так и наоборот — склонность к апатии.
Часто дети ленятся, не понимая, зачем стараться над правильным произношением, а идут по более легкому пути: произнося "р" или "л" они воспроизводят гортанный звук, когда вибрация формируется за счет колебаний язычка гортани. Такая логопедическая проблема решается переучиванием ребенка, но это достаточно сложный, долгий процесс.
К сложностям добавляется и то, что родители часто не отличают правильно произносимый звук от картавого гортанного, а чем дольше существует такая проблема, тем тяжелее ее искоренить.
Существует два основных вида картавости: параротацизм и ротацизм.
Последний, в свою очередь, подразделяется на пять разных типов в зависимости от специфики произношения:
Обратите внимание, что такие случаи могут быть нормой при становлении речевого аппарата ребенка. Насторожиться следует лишь тогда, когда 1,5-2 года никаких изменений и улучшений не наблюдается, так он не научится говорить чисто.
Если малыш продолжительное время не выговаривает букву р, прежде всего, необходимо определить причину, почему у него не получается. Лучше всего это сделает логопед, а при необходимости, еще и стоматолог. Специалисты оценят развитие речевого аппарата, оценят состояние уздечки языка, фонематического слуха, дадут свои рекомендации.
По результатам обследования будет составлен индивидуальный план лечения и коррекции, где будут учтены сложности проблемы, ее причина, а также другие обстоятельства.
Родители должны знать, почему важно исправить ситуацию, научить малыша, чтобы он начал говорить правильно, а также осознавать, что результаты можно получить, лишь когда они будут делать все по рекомендации специалистов в домашних условиях.
Сталкиваясь с проблемой картавости ребенка, многие родители начинают задумываться, как быстро научить его произносить звук "р". Лучшим способом будет разрабатывание речевого аппарата посредством простых упражнений. Их можно делать дома, ничего сложного в них нет. Кроме картавости, они помогут преодолеть и шепелявость речи ребенка.
В начале работы следует использовать речевую гимнастику: именно она в сочетании с поэтапной постановкой звука поможет добиться четкости в произношении звука.
Читайте еще: Как быстро научить ребенка читать по слогам
Есть три группы упражнений речевой гимнастики, приведем несколько примеров использования каждого из них.
Упражнения для тренировки дыхания.
Упражнения для разминки губ.
Упражнения для языка.
Самый распространенный способ коррекции — поэтапная постановка звука "р". Рассмотрим его подробнее.
Первый этап рассчитан на выработку правильного положения языка, увеличение его подвижности, снятия напряжения мышц. С этой целью выполняются такие упражнения, как:
На втором этапе проводится работа по выработке фрикативного (щелевого) звука без вибрации. Он получается, когда сильная струя воздуха проходит в щель переднего края языка и десен, задевая при этом кончик языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка на альвеолы (бугорки) и пытаться проговорить длительное "ж-ж-ж". Это позволяет снять вибрацию мягкого неба.
Необходимо выполнять это упражнение перед зеркалом, следя за правильным положением языка. Также это поможет наглядно показать, почему ребенок не может правильно выговорить р.
Длительное произношение и многократное закрепление сразу в речи при отработке слогов и слов позволит устранить и исправить неправильные варианты, а также продолжить работу над артикуляционным укладом звука "р".
Третий этап помогает выработать вибрацию с механической помощью, чтобы малыш начал говорить правильно. С помощью указательного пальца ребенка влево-вправо проводят по нижней поверхности языка при произнесении фрикативного "р". Сильная выдыхаемая струя воздуха будет заставлять кончик языка вибрировать. Впечатления от этого упражнения могут настолько стимулировать ребенка, что чистый звук он сможет сказать самостоятельно. Но дальнейшую работу по автоматизации навыка это не отменяет.
Родителям стоит быть внимательными к развитию речи своего ребенка, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам. Опытные логопеды дают родителям следующие советы:
Процесс постановки звука "р" требует от детей и родителей много сил, времени и затрат. Но положительный результат получится лишь при планомерной и регулярной работе с ребенком. Даже после того, как правильный звук "р" появится в речи, нужно работать над его закреплением и автоматизмом, учить и проводить занятия регулярно, но без давления на малыша.