Дети

Что делать, если ребенок не выговаривает букву Р

Звук "р" является одним из самых сложных в формировании речи ребенка. Чаще всего, он встает у детей только к 4-5 годам. Статистика показывает, что до этого возраста чисто и правильно выговаривают "р" лишь 10% детей. Причины того, что ребенок картавит, могут быть разными, от понимания причин стоит строить план лечения или занятий по исправлению дефекта речи. Что должны знать о картавости родители и какие меры по ее преодолению предпринять, узнаете из этой статьи.

Картавость и причины ее возникновения

Картавость — это неправильное, искаженное произношение звука "р". В норме язык поднимается к небу, в район переднего зубного ряда, и на выдохе получается чистый звук "р".

Неправильным произношение этого звука можно считать в следующих случаях:

  • При произнесении слова звук "р" выпадает из слова: ведро — вед_о;
  • В словах данной буквой ребенок искажает или проглатывает окончания;
  • Заменяет этот звук на более простой по произношению;
  • Проговаривает звук "р" с вибрацией, картавит так, как это делают французы (по-другому, "начинает грассировать").

Причины картавости делятся на логопедические и стоматологические. Рассмотрим их.

  • Уздечка языка.

Она соединяет нижнюю часть ротовой полости с языком, прикрепляясь примерно на его середине. В стоматологической практике часто встречается ее укорочение, когда уздечка крепится к верхней трети языка. Это ограничивает его движения, влияя на артикуляционный аппарат.

В 5-6 лет уздечка языка у ребенка должна быть примерно 8 мм, такая длина позволит языку нормально двигаться во рту. Если же диагностировано ее укорочение или утолщение, то практически всегда ребенок не выговаривает буквы р, л. Коррекцию обычно проводит либо стоматолог (хирургическим путем), либо логопед (специальным комплексом упражнений).

  • Нарушенное звукопроизношение.

То, что ребенок не произносит р, может быть связано с неправильным произношением звуков, которые он освоил ранее. Чаще всего это шипящие или свистящие звуки, поэтому путаются р-л, при которых ребенок произнесет: клажа, волобей, делево, волона.

По словам логопедов, эти случаи корректируются легче, чем остальные, потому что звуки образуются по схожему принципу, а ребенок использует тот вариант, который проще произносится. Если же ребенок не говорит р, то она заменяется на какой-либо другой звук. Тогда коррекция занимает больше времени: это может быть нарушение фонематического слуха или фонематического восприятия.

  • Нарушения фонематического слуха.

К таким нарушениям относятся все виды восприятия отдельных звуков, когда ребенок слышит какие-то звуки, но не слышит "р" и поэтому заменяет его на "л". Именно для правильного развития фонематического слуха родителям крайне не рекомендуется сюсюкать с детьми, потому что происходит оно именно во время устной речи. Пика своего развития он достигает к 4-5 годам жизни малыша, но нарушения заметить можно еще на более раннем этапе.

Читайте еще: Как быстро научить ребенка писать

Чем раньше родители замечают симптомы нарушения фонематического слуха, тем раньше следует обратиться к специалисту. Может казаться, что малыш просто картавит, а за этим скрываются различные заболевания центральной нервной системы, аденоидные вегетации или отиты.

  • Речевой аппарат.

К нему относятся язык, щеки и губы. Поэтому то, что ребенок не говорит букву р может указывать на то, что мышцы речевого аппарата недостаточно развиты, недостаточно принимают участие в образовании звуков. Другой причиной может стать гипо- или гипертонус, который также влияет на звукопроизношение.

  • Проблемы поведения.

Звук "р" достаточно сложный для ребенка, он требует сосредоточения и приложения усилий. Дети, которые имеют особые поведенческие реакции, чаще других имеют проблемы с воспроизведением этого звука. К ним относится как синдром дефицита внимания, гиперактивности, так и наоборот — склонность к апатии.

  • Горловые звуки.

Часто дети ленятся, не понимая, зачем стараться над правильным произношением, а идут по более легкому пути: произнося "р" или "л" они воспроизводят гортанный звук, когда вибрация формируется за счет колебаний язычка гортани. Такая логопедическая проблема решается переучиванием ребенка, но это достаточно сложный, долгий процесс.

К сложностям добавляется и то, что родители часто не отличают правильно произносимый звук от картавого гортанного, а чем дольше существует такая проблема, тем тяжелее ее искоренить.

Виды картавости

Существует два основных вида картавости: параротацизм и ротацизм.

  • Параротацизм — это замена звука "р" на другие согласные. Разделяются на 7 видов по замещающей согласной: "д", "в", "г", "й", "л", "л'", "р'".
  • Ротацизм — это искажение или пропуск в речи звука "р" при его произношении.

Последний, в свою очередь, подразделяется на пять разных типов в зависимости от специфики произношения:

  • Увулярный. Звук произносится с помощью вибрации мягкого язычка неба;
  • Велярный. Вибрации исходят от всего верхнего неба целиком;
  • Боковой. Часть языка или весь целиком при произношении отклоняется вбок;
  • Двогубный. Правильному образованию звука мешает неверное положение губ;
  • Проторная. Язык неправильно соприкасается с верхним небом при проговаривании "р".

Когда нужно обратиться за помощью к специалисту

Обратите внимание, что такие случаи могут быть нормой при становлении речевого аппарата ребенка. Насторожиться следует лишь тогда, когда 1,5-2 года никаких изменений и улучшений не наблюдается, так он не научится говорить чисто.

Если малыш продолжительное время не выговаривает букву р, прежде всего, необходимо определить причину, почему у него не получается. Лучше всего это сделает логопед, а при необходимости, еще и стоматолог. Специалисты оценят развитие речевого аппарата, оценят состояние уздечки языка, фонематического слуха, дадут свои рекомендации.

По результатам обследования будет составлен индивидуальный план лечения и коррекции, где будут учтены сложности проблемы, ее причина, а также другие обстоятельства.

Родители должны знать, почему важно исправить ситуацию, научить малыша, чтобы он начал говорить правильно, а также осознавать, что результаты можно получить, лишь когда они будут делать все по рекомендации специалистов в домашних условиях.

Что можно сделать в домашних условиях

Сталкиваясь с проблемой картавости ребенка, многие родители начинают задумываться, как быстро научить его произносить звук "р". Лучшим способом будет разрабатывание речевого аппарата посредством простых упражнений. Их можно делать дома, ничего сложного в них нет. Кроме картавости, они помогут преодолеть и шепелявость речи ребенка.

В начале работы следует использовать речевую гимнастику: именно она в сочетании с поэтапной постановкой звука поможет добиться четкости в произношении звука.

Читайте еще: Как быстро научить ребенка читать по слогам

Есть три группы упражнений речевой гимнастики, приведем несколько примеров использования каждого из них.

Упражнения для тренировки дыхания.

  • День рождения. Представь, что перед тобой именинный торт, покажи как задуешь все свечи разом, набери в рот побольше воздуха, затем с силой выдохни. Теперь сдуй все свечи по одной.
  • Пушинки. Представь, что держишь в руке пушистый одуванчик, попробуй сдуть с него все пушинки. Вдохни воздух через нос, а выдохни через рот. Чем дольше будет выдох — тем больше пушинок сдуется.

Упражнения для разминки губ.

  • Белый заборчик. Плотно сожми рот, а затем открой губы. Зубы должны быть сомкнуты, как белый заборчик. Спрячь его, покажи снова. Повтори 5 раз.
  • Улыбка. Растяни губы в улыбке как можно шире, попробуй показать, как улыбается котик или лягушка.
  • Хобот. Сложи губы трубочкой, вытяни их так далеко, как можешь. Представь, что показываешь хобот слона.

Упражнения для языка.

  • Иголка. Попробуй показать язычком острую иголку, для этого резко вытяни его кончик вперед. Повтори 5 раз.
  • Варенье. Представь, что весь твой рот измазан вареньем, тщательно оближи его с верхней и нижней губы.
  • Лошадка. Открой рот, плотно прижми язык к небу, щелкни им. Попробуй показать, как цокает лошадка.

Постановка буквы Р

Самый распространенный способ коррекции — поэтапная постановка звука "р". Рассмотрим его подробнее.

Первый этап рассчитан на выработку правильного положения языка, увеличение его подвижности, снятия напряжения мышц. С этой целью выполняются такие упражнения, как:

  • "Грибок" (присасывание языка к небу);
  • "Маляр" (поглаживание неба расслабленным языком в разные стороны);
  • "Лошадка"(щелканье языком).

На втором этапе проводится работа по выработке фрикативного (щелевого) звука без вибрации. Он получается, когда сильная струя воздуха проходит в щель переднего края языка и десен, задевая при этом кончик языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка на альвеолы (бугорки) и пытаться проговорить длительное "ж-ж-ж". Это позволяет снять вибрацию мягкого неба.

Необходимо выполнять это упражнение перед зеркалом, следя за правильным положением языка. Также это поможет наглядно показать, почему ребенок не может правильно выговорить р.

Длительное произношение и многократное закрепление сразу в речи при отработке слогов и слов позволит устранить и исправить неправильные варианты, а также продолжить работу над артикуляционным укладом звука "р".

Третий этап помогает выработать вибрацию с механической помощью, чтобы малыш начал говорить правильно. С помощью указательного пальца ребенка влево-вправо проводят по нижней поверхности языка при произнесении фрикативного "р". Сильная выдыхаемая струя воздуха будет заставлять кончик языка вибрировать. Впечатления от этого упражнения могут настолько стимулировать ребенка, что чистый звук он сможет сказать самостоятельно. Но дальнейшую работу по автоматизации навыка это не отменяет.

Советы опытных логопедов

Родителям стоит быть внимательными к развитию речи своего ребенка, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам. Опытные логопеды дают родителям следующие советы:

  1. Не паникуйте, а обратитесь к детскому специалисту (логопеду и стоматологу, если требуется). Чтобы ребенок начал правильно разговаривать, придется долго и упорно трудиться, но это забота о ребенке, чтобы он не картавил во взрослом возрасте.
  2. Обязательно занимайтесь с ребенком домашним заданием, которое дает логопед. Специалист не может отрабатывать упражнения с малышом каждый день, это полностью ваша ответственность.
  3. Развивайте мелкую моторику ребенка, это поможет ему лучше заговорить. Нервные окончания на пальцах связаны с мозговыми центрами, отвечающими за речь.
  4. Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. В атмосфере ласки, любви и поддержки проблемы с речевым аппаратом преодолеть проще.
  5. Занятия должны вызывать интерес у ребенка. Продумывайте гимнастику для разминки в игровой форме, меняя ее каждые 2 недели.
  6. Один из принципов логопедии — постепенность. Нельзя научить ребенка сразу выговаривать сложные слова и поговорки, начинать нужно с малого: исправлять ошибки, двигаться от освоения простых звуков и слогов к более сложным элементам. Лишь тогда можно будет исправить все проблемы и прийти к нужному результату.

Процесс постановки звука "р" требует от детей и родителей много сил, времени и затрат. Но положительный результат получится лишь при планомерной и регулярной работе с ребенком. Даже после того, как правильный звук "р" появится в речи, нужно работать над его закреплением и автоматизмом, учить и проводить занятия регулярно, но без давления на малыша.