Дети, которые поступают в первый класс, должны уметь читать. В школе педагоги не имеют права этого требовать. Но если ребенок один из всего класса не читает, то он будет отставать от своих сверстников. Поэтому родителям необходимо знать, как научить ребенка читать по слогам до школы и сделать это правильно.
В возрасте 5-6 лет у детей появляется желание учиться читать. Они проявляют больший интерес к книгам, пытаются складывать буквы в слоги. На улице дошкольник начинает спрашивать у родителей, что написано на вывесках магазинов. Это будет значить, что малыш готов к изучению букв.
Родителям нужно ориентироваться и на другие факторы, по которым можно судить о готовности своего чада.
У малыша должна быть связная и понятная речь. При разговоре, он умеет строить логические предложения и доводить мысль до конца. Его словарный запас должен быть достаточно богат, что является показателем готовности ребенка учиться читать. Чтобы увеличить запас слов, необходимо с малышом много разговаривать.
Чтобы понять, насколько развита речь, спрашивайте, как ребенок провел день. Он должен последовательно рассказать, что делал в детском саду или у бабушки. Важным показателем является умение составлять рассказ. Устная речь оказывает прямое влияние на подготовку к чтению.
Дошкольник должен уметь различать звуки между собой, произносить их свободно. Если фонематический слух не достаточно развит, то ребенок не сможет правильно научиться читать.
Словарный запас ребенка не будет пополняться словами со звуками, которые он не умеет произносить. С таким нарушением можно научиться читать, только в школе это будет проблемой. По чтению и письму школьник будет отставать.
Поэтому необходимо до школы обратиться к логопеду. Он поможет развить слух и выучить звуки, которые малыш не может произносить.
Ребенок должен уметь отличать, где право и лево, верх и низ. Чтобы он правильно ориентироваться в пространстве, с ним нужно заниматься подвижными играми. Если ему объяснять понятия «право» и «лево» при помощи картинок, малыш может запутаться. Из-за этого возникнут сложности в обучении чтению и письму, он может читать не правильно – справа налево.
Необходимо оценивать усидчивость ребенка, перед тем, как научить его читать по слогам дома. Когда он может долго находиться на одном месте, это говорит о его внимательности и терпении. Такой малыш сможет уделять длительное время изучению букв и будет стремиться добиваться своей цели.
Многие родители стремятся, как можно раньше научить ребенка читать. Психологи считают, что детей обучать чтению можно с 3-х лет. Но родители должны оценивать общие факторы готовности дошкольника к обучению. Некоторые дети учатся читать к первому классу. В этом нет ничего страшного, все дети индивидуальны и у каждого свои особенности.
Прежде, чем приступить непосредственно к изучению алфавита и чтению по слогам, нужно подготовить ребенка к обучению. Подготовка идет не один день, с малышом необходимо постоянно заниматься.
Родители должны не просто определить, когда ребенок готов учиться читать. Они должны подготавливать его к этому практически с рождения. Для этого необходимо:
У детей очень хорошая память. Если им часто включать песенки с алфавитом или видео, они быстро их запомнят. В результате они быстрее научатся разговаривать и в 3 – 4 года будут готовы начать осваивать чтение.
Старайтесь приучить ребенка полюбить книги. Читайте сказки, которые он любит. Покупайте новые книги или берите в библиотеке. Чем больше будете читать, тем больше будет пополняться словарный запас ребенка, развиваться память и внимание. Если ребенок любит смотреть мультики, найдите книги с любимыми персонажами. Таким способом малыша можно заинтересовать чтением.
Дети любят, когда родители читают им книги. Можно приятно провести время с ребенком и развивать его.
До изучения алфавита, учите ребенка различать звуки. Если он шепелявит или картавит, проконсультируйтесь у логопеда. Он поставит малышу правильное произношение. При отсутствии у него серьезных речевых нарушений, подскажет упражнения для развития фонематического слуха. Дома выполняйте несложные упражнения:
Упражнения можно повторять каждый день, и у дошкольника будет развиваться фонематический слух.
Чтобы добиться результатов, занимайтесь с малышом каждый день. Ему может сложно пока усваивать новую информацию, поэтому не спешите. В день можно заниматься по 10-15 мин. В дальнейшем постепенно увеличивать время. В игровой форме знания лучше усваиваются у детей.
До того, как научить читать ребенка по слогам, он должен познакомиться с буквами в виде игры. Изучать их можно различными способами:
Современные дети дома проводят много времени в планшетах. Скачивайте для них полезные приложения для изучения алфавита или видео. Ребенок быстро запомнит буквы.
Существует несколько методик обучения чтению. Все они по-своему хороши. Родителям необходимо выбрать одну из них и ее придерживаться. Принцип освоения чтения по слогам в каждой из них разный.
По методике Н.А. Зайцева дети могут заниматься с 2-х лет. В ней автор использует блоки кубиков, которые склеены из картона. На гранях изображены буквы или слоги. Надписи крупного размера, грани разных цветов. В наборе вместе с кубиками Зайцева приложена специальная таблица с буквами и складами, которые изображены на кубиках, а также аудиозапись и книжное пособие для родителей.
На первом этапе взрослый знакомит ребенка с кубиками и произносит буквы и слоги, которые изображены на гранях. Склады согласно методике нужно пропевать вместе с малышом.
На следующем этапе покажите, как складывать слова. Постепенно ребенок научится самостоятельно составлять слова и читать.
При помощи таблиц дошкольник закрепляет полученный навык чтения. Принцип данной методики состоит в наглядном примере и развитии мышления ребенка. Урок проходит в игровой форме, и дети могут свободно двигаться. Процесс обучения происходит естественным путем. Методика не только не оказывает вреда, но и оказывает эффективное действие на развитие детей с ДЦП и ЗПР.
Принцип данной программы состоит в том, что сначала малыш разделяет слово на буквы и звуки. Затем учится соединять их в слоги и слова. Звуковой метод позволяет тренировать произношение и восприятие на слух. Такая методика позволяет не заучивать алфавит, а научить ребенка понимать, что он читает.
Принцип методики целых слов состоит в следующем:
Обучение чтению проходит с запоминанием целых слов. Анализ проводится только буквенный, фонетический анализ в данном методе совсем не изучается. Ребенок благодаря этому методу развивает зрительную память.
Обучение проводится по букварю Н.С. Жуковой. Техника не сложная и понятная, ребенок быстро учится читать по слогам. Принцип методики в том, что изучаются буквы не по отдельности, а по слогам.
Согласно этой программе ребенку дается текст, в котором встречаются незнакомые слова. Он должен догадаться, что это за слово по картинкам или по смыслу. Принцип этой методики в естественном процессе освоения чтением, а дети должны самостоятельно это усвоить.
Звуки при методе целого текста не изучаются. Если дошкольник произносит их не правильно, его не поправляют. Он должен постепенно сам понять, что читает не верно.
Суть метода состоит в том, что при обучении используется специальная печатная машинка. Ребенок нажимает на клавиши, машинка издает звуки, цифры и знаки препинания. Принцип данного метода заключается в том, что школьник запоминает буквы зрительно и на слух. В дальнейшем он, при помощи клавиш на машинке печатает слоги и слова.
Многие родители не знают, как правильно научить ребенка читать по слогам дома. Самое главное, чтобы дошкольник был готов к обучению и желал научиться читать. Родителям нужно выбрать методику, по которой будут его учить. Придерживайтесь только одного метода обучения, а не прыгайте с одного на другой.
Особую популярность для обучения в домашних условиях приобрел метод Жуковой.
По букварю Жуковой родителям будет легко научить читать ребенка по слогам. Содержание книги простое и понятное. В ней есть дополнительные советы и заметки на каждой странице. Они будут помогать родителям обращать внимание на сложные моменты в обучении, и более подробно объяснить ребенку то, что не понятно.
Страницы оформлены так, чтобы в глаза бросалась буква. На каждом листе иллюстрации, которые заинтересуют малыша. Чтобы ему легче было научиться читать по слогам, изображена волнистая линия между буквами, а над ней бегущий человечек.
Приобрести букварь можно в любом книжном магазине.
По методу Жуковой не нужно заучивать разом весь алфавит. Знакомство начинается с гласных букв – А, О, У, Ы, Э. Дошкольнику объясняют как нужно произносить их - с напевом, слегка тянуть звук. Далее малыш учится складывать, изученные буквы, в сочетания А-У – АУ, У-А – УА, О-У – ОУ и т.д. Он проводит плавно пальчиком от одной буквы к другой и тянет звук. Благодаря такому способу, в дальнейшем ему будет легче сочетать слоги и читать их.
На следующем этапе нужно добавить к обучению твердые звонкие согласные – М и Л. Согласно программе звук нужно произносить «М» и «Л», а не «М-Э», « Э-М», «Э-Л» или «Л-Э».
На последнем этапе изучаются глухие и шипящие согласные – К, Т, Ш, Щ и другие.
Когда часть букв будет изучена, в букваре начнется раздел, как можно научить ребенка читать по слогам. От согласной буквы к гласной проведена волнистая линия, которая показывает, что звук нужно тянуть. Если первая буква «Л», а вторая «А», то нужно первую букву тянуть ко второй, чтобы получился слог – «л-л-л-ла-а-а-а». Мама должна объяснить это дошкольнику, когда он это поймет, то сможет без труда составлять и читать слоги.
Когда малыш научится читать несложные слоги «МА», «ЛА», «ЛО», «МО» и другие, можно переходить к изучению сложных слогов с шипящими и глухими согласными.
Последними изучаются закрытые слоги – «АВ», «ОЛ», «УМ» и другие. Эти слоги ребенку даются сложнее. При постоянной тренировке он освоит и их.
При обучении ребенка чтению – не спешите. Дайте малышу усвоить и закрепить пройденный материал. При необходимости сделайте перерыв на несколько дней, но обязательно повторяйте изученные слоги.
После изучения слогов можно составлять простые слова «МА-МА», «ПА-ПА» и т.д. Родителям необходимо следить, чтобы дошкольник правильно произносил слоги. Постепенно из произношения убирайте напев, чтобы у малыша не вошло в привычку петь слова. Между словами и предложениями делайте паузы. Сначала они будут длинными, чтобы ребенок понял, как и для чего это нужно. В дальнейшем делайте их короче, чтобы чтение получалось естественным.
Чтобы научить ребенка читать по слогам, не нужно действовать напористо. Он должен думать, что обучение чтению – это игра. Не стремитесь, чтобы он прочел быстро. Пусть чтение будет медленным, но произношение правильным. Тогда у малыша не будет сложностей в школе.
Приучайте дошкольника, чтобы он самостоятельно складывал слоги и слова. Используйте в обучение карточки с буквами, кубики, домики или магнитные буквы. На улице просите дошкольника прочитать, что написано на вывесках или объявлениях. Если ему не будет скучно, то желание читать у него не пропадет.
Не устанавливайте определенное время для занятий. Нужно ориентироваться на настроение и желание малыша.
Родители, которые стремятся быстро научить ребенка читать по слогам, нередко допускают ошибки. Они могут отрицательно сказаться потом на ребенке, когда он пойдет учиться в школу. Нередко за помощью приходится обращаться к педагогам и логопедам.
Ошибки при обучении ребенка чтению:
В домашних условиях можно научить любого ребенка читать. Выберете методику и приступайте. Главное, чтобы малыш был готов к этому, а у родителей хватило сил и терпения.