Дети

Как быстро научить ребенка считать: популярные методики

Дети воспринимают новую для них информацию иначе, чем взрослые. Поэтому обучаемость у детей гораздо выше – свежая информация, поданная с интересом будет усвоена ребенком быстро и без усилий. Но прежде чем учить детей чему-либо новому, нужно учитывать и их возраст.

Оптимальный возраст для начала обучения

Для обучения счету нужно учитывать такие возрастные ограничения:

  • Самый ранний возраст, когда можно учиться считать – 2 года. Двухлетние малыши вполне способны выучить счет до трех. При подаче информации как можно более наглядно (при помощи пальцев, счетных палочек, кубиков и т. п.) уже к трем годам ребенок может освоить счет до десяти.
  • По достижению четырехлетнего возраста дети становятся способными выучиться считать вплоть до двадцати. Но без наглядности обойтись пока что не получится – ребенку пока что будет тяжело воспринимать «мертвые» цифры. С использованием карточек или красивых предметов для счета дело пойдет быстрее и легче.
  • Если окажется, что ребенок обладает математическим складом ума, то к пяти годам (а то и ранее) он сможет освоить счет до 100. Для этого ему потребуется понять, как именно формируются числа. Большинству будет тяжело объяснить как считать с десятками, но после шести лет все должно получиться.
  • В шесть лет ребенка уже нужно обучать счету в уме. Понемногу нужно отучаться пользоваться карточками или палочками, пока он и вовсе не научится обходиться без них. Следует тренироваться считать в обратном порядке, пробовать называть цифры в произвольной последовательности.

Основные правила

Есть несколько правил, касающихся того, как научить ребека считать. Их следует придерживаться во время обучения счету и математике в целом:

  1. Нужно уделить внимание расписанию и длительности занятий. Чтобы достичь успех в обучении, общее время занятий в сутки должно составлять не менее получаса. При этом каждое занятие не должно длиться дольше десяти минут. Это позволит ребенку запоминать всю поданную информацию за один раз.
  2. Пройденный с ребенком материал нужно повторять и закреплять. Но поскольку дело касается математики, слишком часто повторять каждый простой пример будет утомительно и неэффективно, зубрежка – не для детей. Проще всего использовать повторение как часть другой, более сложной задачи. Тогда знания будут хорошо и естественно закрепляться в юном уме.
  3. Часто ребенок будет долго думать над, казалось бы, простой задачей. А таких ситуациях не нужно на него давить, и тем более нельзя кричать, ругаться или даже оскорблять его. Не все схватывают всё на лету, поэтому нужно проявить терпение, и постараться по возможности упростить задачу, разбив ее на несколько более простых. Или найти более доступное объяснение для задачи.
  4. Помимо основных занятий по арифметическому счету нужно больше внедрять цифры в жизни малыша. Дети воспринимают информацию больше не через слова, а через эмоции и ощущения, и это можно и нужно использовать для обучения. Сделать это очень просто – когда ребенок в любое время заинтересуется чем-нибудь, что можно сосчитать – нужно попросить его сделать это. Посчитать стоящие рядом машины, игрушки в магазине, животные на картинке и т. п. Энтузиазм ребенка сыграет значительную роль. Также стоит пытаться заинтересовать его в числах, объясняя их важность и зачем они могут понадобиться, подкрепляя это примерами из жизни.
  5. По утверждениям психологов, обучение в мозгу ребенка проходит через три этапа. Поначалу идет привыкание к предмету, к его логике и особенностям. Затем ребенок понемногу вникает в его суть. И только а третьем этапе происходит само запоминание. Все это означает, что ожидать от ребенка мгновенного запоминания новой информации, и тем более требовать это от него попросту неразумно. Со временем он научится и сложению, и вычитанию, но начинать нужно постепенно. Для начала – просто со сравнения, каких предметов (например, игрушек) больше, а каких меньше, что из них крупнее, а что мельче и т. д. После этого плавно и незаметно можно привносить в тему цифры и числа. Со временем малыш обязательно научится, поймет и запомнит все что необходимо.

Популярные методики обучения

Существуют следующие простые методики, которые позволят эффективно научить ребенка правильно считать:

  • Наиболее простая и распространённая – при помощи пальцев рук. Суть его проста – ребенок учится считать пальцы на руках. Он постепенно запоминает, какое количество пальцев за какую цифру отвечает. Эта методика замечательно развивает не только зрительную память ребенка, но и моторику его рук. И как дополнительный бонус – со временем он быстрее научится считать и другие предметы (помимо самих пальцев).
  • При помощи специальных материалов для счета. Это поможет быстрее научить ребенка считать примеры, особенно те, для которых использование одних пальцев недостаточно. На эту роль хорошо подойдут обыкновенные игрушки, но лучше всего приобрести специальные обучающие наборы для малышей. Они помогут освоить сложение и вычитание. Важно обращать внимание на материал изготовления – он должен быть безопасным для ребенка и желательно экологически чистым. Также нужно чтобы он нравился ребенку и вызывал у него приятные эмоции.
  • Через развивающие книги. В книжных магазинах можно найти массу разнообразных книг для детей дошкольного возраста, которые помогут научиться правильно считать. Читая ребенку такие книжки, где через интересные истории ему предлагают решать простые задачки и головоломки, можно добиться значительных успехов. Если книга будет написана простои интересно, ребенок в дальнейшем сможет обучаться арифметике самостоятельно, считая определенные предметы по привычке.

Считаем до 10

Как научить ребенка считать до 10? Начинать следует с того, чтобы как можно качественнее ввести в жизнь малыша понятие количества. При любом удобном случае нужно обращать его внимание не только на предметы, но и на их число.

Очень помогает использование обучающего материала. Можно пробовать заучить разные считалочки и стихи, которые в изобилии находятся в детских книжечках. В интернете можно обнаружить множество анимированных роликов, несущих в себе обучающий посыл. При этом используются герои различных мультфильмов и мультсериалов, которые в игровой форме показывают малышу основы счета.

Это помогает ему максимально сосредоточиться на происходящем, и все лучше и лучше запоминать пройденный материал. Усиленно работает и развивается не только зрительная, но и слуховая память. И при этом ребенок получает максимальное удовольствие, повторяя за любимыми героями на экране телевизора.

Научить ребенка быстро и правильно считать до 10 можно при помощи совместного изготовления простых предметов.

Например, вырезая из бумаги или картона простые формы в виде кружков или квадратов. А после этого пытаться сосчитать, сколько фигур оказалось определенного цвета, формы, размера и т. п. Помимо математики это позволит родителям и детям сильнее сблизиться друг с другом. Также у малыша будет лучше развита мелкая моторика, координация и внимательность.

Считаем до 20

Учиться считать до двадцати можно начинать только тогда, когда малыш с уверенностью будет понимать все числа до десяти. При этом он должен не только свободно считать предметы в пределах этого числа, но и понимать как это число выглядит в цифровом варианте.

Ребенок должен научиться отличать понятия десятка и единицы. Здесь не получится обойтись одним механическим заучиванием – необходимо продолжать активно использовать все те же методики, по которым проходило обучение до этого.

Чтобы научить ребенка считать в пределах 20 нужно пробовать использовать и новые методы. Например, использовать такую несложную игру:

  1. Нужно взять 20 любых простых предметов и две коробки, куда их можно будет сложить.
  2. Пускай малыш отсчитает и сложит в одну из коробок 10 предметов. Счет должен происходить вслух.
  3. Затем нужно донести мысль, что это и есть десяток.
  4. Взяв вторую коробку, взрослый должен медленно начать по очереди складывать туда оставшиеся предметы, при этом называя общее число сложенных. Т.е. положив один – сказать «одиннадцать», и так далее. Постепенно нужно дойти и до двадцати.
  5. Пусть ребенок пересчитает предметы во второй коробке. Пусть заметит, что там их тоже оказалось ровно десять. Теперь ему можно объяснить, что в двух коробках теперь находятся два десятка предметов – двадцать штук.

Вскоре для игры можно начать использовать карточки, на которых изображены разные числа. Это поможет ускорить запоминание их написания. Малыш должен запомнить, что все числа после десяти состоят уже из двух цифр, где первая будет отвечать за десяток (1-я коробка), а вторая за единицы (2-я коробка).

Со временем он запомнит и полностью усвоит эту систему. Важно чтобы запоминание прошло без ошибок, так как в дальнейшем, при обучении счета до сотни это будет играть ключевую роль.

Как обучить ребенка устному счету

Устный счет – важная часть в обучении математики. Малышу может быть довольно непросто перейти на него. Начинать обучение можно с пяти лет. Начинать нужно с того, чтобы понемножку отучить его пользоваться пальцами и сторонними предметами. Поскольку он скорее всего начинал учиться считать именно с помощью этого приема, это могло прочно войти в привычку, и тогда отучиться будет непросто. Нужно понимать, что в дальнейшем это будет только тормозить его обучение.

Чтобы приучиться к устному подсчету, надо вернуться к более простым задачкам, которые ребенок легко решит при помощи пальцев, но в игровой форме предложить ему сделать это без них. Со временем он научится делать это без затруднений, важно добиться того, чтобы это вошло в твердую привычку.

Пятилетние дети способны освоить сложение и вычитание в пределах десяти очень хорошо, и считать быстро и почти не задумываясь. Для достижения этой цели можно использовать математические цепочки. Малыш просто запомнит результаты сложения тех или иных пар чисел, и будет автоматически по памяти называть результат. Главное – подавать все в увлекательной игровой форме, иначе он может легко потерять интерес.

Как научить ребенка считать столбиком

Прежде чем пытать учить кого-то считать в столбик, нужно удостовериться, что он уже неплохо оперирует двузначными числами. Ведь в столбик считают как минимум ими – использовать для этого простые однозначные числа не имеет никакого смысла.

А вот когда дошкольник первоклассник начинает пробовать сложить или вычесть двузначные числа,у него могут возникнуть проблемы, так как просчитать все в уме, и тем более на пальцах уже не получится. Вот с этого момента и нужно начинать обучению счета при помощи столбика.

У родителей,в отличие от учителей математики часто начинаются проблемы при обучении детей такой методике счета. Действительно, столкнувшись с этим в первый раз становится непонятно, с какой стороны правильно начать обучение.

А начинать нужно с базовой вещи – разрядности числа. Малыш скорее всего понимает, чем десяток отличается от единицы, но только интуитивно. Необходимо показать ему как правильно записывать числа в столбик, где какой разряд нужно расположить. Нужно чтобы он понял, что единицы пишутся под единицами, десятки под десятками и т. д.

Далее можно переходить уже к самому счету. Начинать объяснение стоит с очередности счета. Сначала нужно сложить или вычесть единицы, и только потом приступать к следующему разряду, то бишь справа налево. Постепенно, через простые примеры он быстро научится.

После только остается объяснить ему что делать, если при сложении вычитании единиц получается сумма, превышающая 10 или меньше 1. То есть «занимать» один десяток из разряда слева и считать с его помощью.

Рекомендации для родителей

В силу вышесказанного, для родителей можно резюмировать следующие рекомендации:

  • Нужно максимально проявлять терпение при обучении малыша. Очень немногие из детей действительно способны быстро обучаться считать и вообще имеют способности к математике. А кому-то и наоборот, может понадобиться больше времени чем среднестатистическому малышу.
  • Помимо терпения нужно быть деликатным с детьми. Нельзя давить и кричать на ребенка, так как это принесет противоположный результат. К тому же это негативно повлияет на его психику.
  • Поскольку дошкольники в отличие от первоклассников еще не настолько понимают всю важность и серьёзность учебы, важно преподносить уроки счета как можно более увлекательно.
  • Пусть обучение станет систематическим действием. Если кажется. Что математике стоит уделать больше времени, то лучше увеличивать количество занятий, а не их продолжительность.
  • Весь пройденный материал нужно повторять и закреплять, ноне слишком часто – малышу может просто надоесть.
  • Нужно чаще пользоваться рекомендациями из книг, по обучению детей счету.