Одно из желаний родителей дошкольника на пятом году жизни – хорошо подготовить свое чадо к школе, чтобы дальнейшее обучение давалось ему легко. Большое внимание уделяется умению читать. Для становления навыка родители используют различные подходы. О них и будет наша статья.
Чтобы понять, готов ли ребенок учиться читать, нужно понаблюдать за малышом. Существуют критерии, которые свидетельствуют, что обучение чтению уже можно начинать. Протестировать в домашних условиях дошкольника пятого года жизни на предмет готовности поможет методика А.В. Лагутиной.
Методика предполагает исследование различных сторон речевого навыка:
Кроме перечисленных моментов, подсказками к тому, что ребенку еще рано овладевать чтением, станут следующие критерии:
Все занятия должны происходить в игровой форме, так как в 5 лет игра еще остается ведущим видом деятельности.
Сложно точно назвать лучший возраст для знакомства детей с новым навыком. К.Д. Ушинский считал, что нет необходимости в раннем обучении чтению. Л.С. Выготский отстаивал свою теорию о том, что обучение должно опережать развитие.
Некоторые мамы и папы правило «после трех уже поздно» переносят на все. Они стремятся научить читать своих отпрысков почти с двухлетнего возраста, забывая, что в раннем возрасте малышу скучно сидеть над учебником.
В 4-5 лет ребенок переживает отрезок «языковой одаренности». В этот период дошкольник более всего готов к восприятию звуковой стороны речи.
В 6 лет многих детей отдают в школу. В первом классе учителя уже в начале года требуют, чтобы дети умели читать. Зная это, родители пытаются обучить ребенка чтению в домашних условиях предварительно. Также первые навыки чтения дают детям в детских садах.
Существуют разные методики обучения ребенка чтению. Часть из них используют в классических школах. Они хорошо зарекомендовали себя, так как помогают быстро и без проблем добиться желаемого результата. Если вы начали обучать по одной методике, то лучше ее и придерживаться, иначе у ребенка в голове будет каша.
Превратить обучение в игру поможет методика Н.Зайцева. При освоении навыка чтения нужно учитывать пять аспектов: развитие мыслительной деятельности, осязания, зрительной, слуховой и двигательной памяти – вот главная идея методики педагога.
Набор для обучения состоит из 61 кубика. Чаще всего пособие выполнено из картона, но в продаже можно встретить пластиковые и деревянные варианты. Также в набор входят таблицы с буквами и слогами. Набор можно сделать самостоятельно, а можно приобрести готовый.
Первое знакомство с дидактическим материалом может состояться в раннем возрасте. Так ребенок привыкнет, что дома постоянно находятся кубики с нанесенными символами. Их можно использовать в играх каждый день.
Каждый кубик ориентирован на определенный звук и окрашен в символический цвет. Так, гласные написаны голубым на желтом фоне, а согласными – на сером или серо-желтом фоне. Гласные О, А, Ы, Э, У содержит большой кубик. Гласные Я, Ё, Ю, И, Е – кубик поменьше.
Каждый согласный начертан на кубике рядом с гласной. На одном кубике – с гласными, обозначающими твердость согласного, на другом – с гласными, обозначающими мягкость согласного. И по одно стороне на каждом кубике остается для согласной, написанной отдельно.
Зайцев заменил понятие слога термином склад, поэтому еще говорят, что дети учатся читать по складам. Например, в слове «стол» один слог, а складов три: с-то-л. Значит, нужно использовать три кубика.
Если наполнить кубики различными материалами, это станет дополнительной подсказкой для определения характеристики звука. В коробочки со звонкими согласными кладут металлические крышечки от бутылок, с глухими – песок или пшено. Также для этой цели подойдут камушки, колокольчики, мелкие палочки и многое другое, на что хватит фантазии. Такое шумовое сопровождение позволит одновременно развивать слуховой анализатор.
По желанию, можно постараться и придумать в дополнение к кубикам игру для развития тактильных ощущений, если буквы вырезать из различных материалов – бархатной бумаги, глянцевой, ткани разных видов.
Начинают обучение с простых одинаковых слогов, входящих в знакомые малышу слова: МА или ПА. Познакомившись с учебно-игровым материалом, уже вскоре чадо сможет прочитать слово: МА-МА.
Теперь переходите к заданию посложнее: составляйте слова из разных слогов: МА-ША.
Зацикливаться только на чтении не нужно. Лучше одновременно развивать различные мыслительные процессы: умение сравнивать, анализировать, обобщать. Предложите чаду вспомнить другие слова, начинающиеся на слог МА. Сопоставьте, как звучат кубики КА и ГА.
Детям всегда интересно составлять собственное имя. Уберите из середины слова один слог и предложите малышу восстановить слово. Такие игры развивают логическое мышление и умение запоминать образ слова.
Попросите малыша закончить начатое слово. Лучше отрабатывать разные варианты – когда можно подобрать только один правильный слог и когда вариантов концовки бывает несколько. В последнем случае вы наглядно продемонстрируете, что разные слова могут иметь одинаковое начало: КО-РО-ВА и КО-РО-НА.
Загадывайте чаду загадки, ответ которых можно сложить из кубиков. Не забывайте хвалить маленького ученика.
Конструировать слоги помогают специальные таблицы. В одной содержатся склады из разряда «звонкие-глухие», а в другой «мягкие-твердые». Прочтите или пропойте один столбик со складами из таблицы и попросите кроху найти склады, которые он услышал.
Дети очень любят придумывать разные игры с дидактическим материалом: строить башни и замки из ярких кубиков, перевозить их в игрушечной машине – детям всегда интересно совершать такие манипуляции. Главное – расставлять кубики так, чтобы можно было читать слова по слогам.
Все это говорит о том, что навыки чтения по слогам с помощью кубиков Зайцева можно прививать дома, не обращаясь к услугам платных педагогов.
Методика Зайцева подходит разным категориям детей:
Феномен методики Марии Монтессори состоит в том, что учить ребенка читать вы будете без пособий, книг и почти без использования ручки и бумаги. Наблюдения за детьми показали педагогу, что маленькому человеку проще написать букву. Пятилетка еще с трудом понимает ее абстрактный образ, рассматривая азбуку.
Предлагая первый раз начертать букву, лучше выбрать прописной вариант, чем печатный. Плавные круговые движения ребенку освоить легче.
Обучение ребенка проходит в таком темпе, который удобен малышу, которому дается большая свобода действий. Новое умение дети осваивают самостоятельно. Нельзя заставлять заниматься, если малыш того не желает. Маме и папе нужно быть максимально внимательными, чтобы поймать момент, когда чадо проявит интерес к буквам, книгам или магнитной азбуке.
Тогда наступает благоприятное время, чтобы создавать вокруг ребенка обучающую среду с языковой зоной. Чаще всего это происходит в промежуток с четырех до шести лет. Главная задача родителей – грамотно направлять ребенка.
Лингвистическая зона наполнена следующими пособиями:
Процесс освоения чтения имеет несколько этапов.
В методику обучения чтению хорошо вписываются такие упражнения и игры:
Данный метод основан на умении складывать буквы в слоги, а слоги – в слова. Педагог придумал особенного вида кубики. 10 из них одинарные. Каждая грань содержит одну букву. Другие десять – двойные, закрепленные на деревянных рейках и способные вращаться вокруг своей оси.
Парные блоки предназначены для работы с наиболее употребительными слогами. Двойные кубики имеют по две пары идентичных слогов. Из них можно составить простые слова. Самый простой пример: мама, баба.
Отличие работы по методу Чаплыгина от кубиков Зайцева в том, что последний использовал склады, которые могут не совпадать со слогами. В дальнейшем при делении слова на слоги ребенок будет испытывать затруднения.