Дети

Как научить читать ребенка 4-5 лет в домашних условиях

Одно из желаний родителей дошкольника на пятом году жизни – хорошо подготовить свое чадо к школе, чтобы дальнейшее обучение давалось ему легко. Большое внимание уделяется умению читать. Для становления навыка родители используют различные подходы. О них и будет наша статья.

Проверка готовности ребенка к обучению

Чтобы понять, готов ли ребенок учиться читать, нужно понаблюдать за малышом. Существуют критерии, которые свидетельствуют, что обучение чтению уже можно начинать. Протестировать в домашних условиях дошкольника пятого года жизни на предмет готовности поможет методика А.В. Лагутиной.

Методика предполагает исследование различных сторон речевого навыка:

  1. Проверяется, насколько сформировано умение произносить звуки по отдельности и в потоке речи. Если все фонемы проговариваются чисто, это поможет в овладении новым навыком.
  2. Исследуется, насколько сформирована слоговая структура слова.
  3. Проверяется, правильно ли работает фонематический слух. Если ребенок не может на слух разграничивать различительные признаки фонем, обучение чтению будет даваться тяжело. Дошкольнику нужно научиться выделять звук в слове и определять его положение.
  4. Определяется, насколько богат лексический запас.
  5. Определяется уровень, на котором находится развитие грамматического строя речи у дошкольника: употребление предлогов, умение согласовывать существительные, а также склонять слова этой части речи.
  6. По серии сюжетных картинок проверяется, насколько развита связная речь.

Кроме перечисленных моментов, подсказками к тому, что ребенку еще рано овладевать чтением, станут следующие критерии:

  • Речь возникает по ситуации, существует в основном в виде диалога
  • Ребенок не может выделять важные признаки предметов и отсеивать второстепенные.
  • Дошкольник не способен к обобщению. Просьба назвать одним словом несколько предметов (чашка, тарелка, ложка - посуда) вызовет затруднения.
  • Сложности с пространственными представлениями. Если ребенок не может запомнить, где лево и право, плохо ориентируется на листе бумаги и с трудом определяет положение предметов относительно других, то ему будет тяжело различать положение букв в словах и слов в тексте.

Все занятия должны происходить в игровой форме, так как в 5 лет игра еще остается ведущим видом деятельности.

Когда необходимо начинать

Сложно точно назвать лучший возраст для знакомства детей с новым навыком. К.Д. Ушинский считал, что нет необходимости в раннем обучении чтению. Л.С. Выготский отстаивал свою теорию о том, что обучение должно опережать развитие.

Некоторые мамы и папы правило «после трех уже поздно» переносят на все. Они стремятся научить читать своих отпрысков почти с двухлетнего возраста, забывая, что в раннем возрасте малышу скучно сидеть над учебником.

В 4-5 лет ребенок переживает отрезок «языковой одаренности». В этот период дошкольник более всего готов к восприятию звуковой стороны речи.

В 6 лет многих детей отдают в школу. В первом классе учителя уже в начале года требуют, чтобы дети умели читать. Зная это, родители пытаются обучить ребенка чтению в домашних условиях предварительно. Также первые навыки чтения дают детям в детских садах.

Основные правила, как научить ребенка читать по слогам

  1. Знакомя ребенка с алфавитом, давайте ему не названия букв, а звуки: «б» вместо «бэ», «к» вместо «ка». В противном случае малыш не сможет соединять буквы в слоги, а слоги в слова. Слово «мама» он прочитает как «эмаэма».
  2. При обучении чтению необходимо постоянно повторять пройденный материал.
  3. Обучая чтению по слогам, нужно помочь маленькому ученику усвоить, что буквы в слоге произносятся слитно, они не отрываются друг от друга.
  4. Начинать лучше с простых для произнесения слогов: «ба, па, ма, ка». Заметим, что все они открытые, заканчиваются гласным звуком. Потом приходит очередь закрытым слогам, заканчивающимся согласной: «ам, ос».
  5. Важное правило обучения чтению по слогам – поэтапность. Сначала ребенок должен изучить алфавит. Потом учится складывать буквы в слоги, а затем из слогов складывать слова. Чтобы дети разобрались, как получаются слоги, используйте карточки с буквами. Их ставят рядом и пропевают получившийся слог: БААААА. Чтобы заинтересовать кроху, расскажите сказочную историю о том, как две буквы подружились и вместе ходили гулять.
  6. Слишком увлекаться чтением нараспев не стоит. Если ребенок привыкнет к такому произношению, то все слова при чтении он будет только пропевать. Часто при таком чтении стирается даже разграничение между словами.
  7. Процесс обучения должен идти от простого к сложному. Сначала малыш будет читать учиться складывать простые слова, состоящие из двух слогов и простых для произношения звуков. Затем можно переходить к трехсложным и более длинным словам.
  8. Используйте весь арсенал дидактических средств. Обучение можно строить как на основе книг и игрушек, так и опираясь на уроки по видео. Поисковая система выдает не один видеоролик на эту тему.

Популярные методики

Существуют разные методики обучения ребенка чтению. Часть из них используют в классических школах. Они хорошо зарекомендовали себя, так как помогают быстро и без проблем добиться желаемого результата. Если вы начали обучать по одной методике, то лучше ее и придерживаться, иначе у ребенка в голове будет каша.

Кубики Зайцева

Превратить обучение в игру поможет методика Н.Зайцева. При освоении навыка чтения нужно учитывать пять аспектов: развитие мыслительной деятельности, осязания, зрительной, слуховой и двигательной памяти – вот главная идея методики педагога.

Набор для обучения состоит из 61 кубика. Чаще всего пособие выполнено из картона, но в продаже можно встретить пластиковые и деревянные варианты. Также в набор входят таблицы с буквами и слогами. Набор можно сделать самостоятельно, а можно приобрести готовый.

Первое знакомство с дидактическим материалом может состояться в раннем возрасте. Так ребенок привыкнет, что дома постоянно находятся кубики с нанесенными символами. Их можно использовать в играх каждый день.

Каждый кубик ориентирован на определенный звук и окрашен в символический цвет. Так, гласные написаны голубым на желтом фоне, а согласными – на сером или серо-желтом фоне. Гласные О, А, Ы, Э, У содержит большой кубик. Гласные Я, Ё, Ю, И, Е – кубик поменьше.

Каждый согласный начертан на кубике рядом с гласной. На одном кубике – с гласными, обозначающими твердость согласного, на другом – с гласными, обозначающими мягкость согласного. И по одно стороне на каждом кубике остается для согласной, написанной отдельно.

Зайцев заменил понятие слога термином склад, поэтому еще говорят, что дети учатся читать по складам. Например, в слове «стол» один слог, а складов три: с-то-л. Значит, нужно использовать три кубика.

Если наполнить кубики различными материалами, это станет дополнительной подсказкой для определения характеристики звука. В коробочки со звонкими согласными кладут металлические крышечки от бутылок, с глухими – песок или пшено. Также для этой цели подойдут камушки, колокольчики, мелкие палочки и многое другое, на что хватит фантазии. Такое шумовое сопровождение позволит одновременно развивать слуховой анализатор.

По желанию, можно постараться и придумать в дополнение к кубикам игру для развития тактильных ощущений, если буквы вырезать из различных материалов – бархатной бумаги, глянцевой, ткани разных видов.

Начинают обучение с простых одинаковых слогов, входящих в знакомые малышу слова: МА или ПА. Познакомившись с учебно-игровым материалом, уже вскоре чадо сможет прочитать слово: МА-МА.

Теперь переходите к заданию посложнее: составляйте слова из разных слогов: МА-ША.

Зацикливаться только на чтении не нужно. Лучше одновременно развивать различные мыслительные процессы: умение сравнивать, анализировать, обобщать. Предложите чаду вспомнить другие слова, начинающиеся на слог МА. Сопоставьте, как звучат кубики КА и ГА.

Детям всегда интересно составлять собственное имя. Уберите из середины слова один слог и предложите малышу восстановить слово. Такие игры развивают логическое мышление и умение запоминать образ слова.

Попросите малыша закончить начатое слово. Лучше отрабатывать разные варианты – когда можно подобрать только один правильный слог и когда вариантов концовки бывает несколько. В последнем случае вы наглядно продемонстрируете, что разные слова могут иметь одинаковое начало: КО-РО-ВА и КО-РО-НА.

Загадывайте чаду загадки, ответ которых можно сложить из кубиков. Не забывайте хвалить маленького ученика.

Конструировать слоги помогают специальные таблицы. В одной содержатся склады из разряда «звонкие-глухие», а в другой «мягкие-твердые». Прочтите или пропойте один столбик со складами из таблицы и попросите кроху найти склады, которые он услышал.

Дети очень любят придумывать разные игры с дидактическим материалом: строить башни и замки из ярких кубиков, перевозить их в игрушечной машине – детям всегда интересно совершать такие манипуляции. Главное – расставлять кубики так, чтобы можно было читать слова по слогам.

Все это говорит о том, что навыки чтения по слогам с помощью кубиков Зайцева можно прививать дома, не обращаясь к услугам платных педагогов.

Методика Зайцева подходит разным категориям детей:

  • Подвижным
  • Усидчивым
  • Имеющим нарушения слуха и зрения
  • Имеющим отклонения или задержку психического развития.

Обучение чтению по Монтессори

Феномен методики Марии Монтессори состоит в том, что учить ребенка читать вы будете без пособий, книг и почти без использования ручки и бумаги. Наблюдения за детьми показали педагогу, что маленькому человеку проще написать букву. Пятилетка еще с трудом понимает ее абстрактный образ, рассматривая азбуку.

Предлагая первый раз начертать букву, лучше выбрать прописной вариант, чем печатный. Плавные круговые движения ребенку освоить легче.

Обучение ребенка проходит в таком темпе, который удобен малышу, которому дается большая свобода действий. Новое умение дети осваивают самостоятельно. Нельзя заставлять заниматься, если малыш того не желает. Маме и папе нужно быть максимально внимательными, чтобы поймать момент, когда чадо проявит интерес к буквам, книгам или магнитной азбуке.

Тогда наступает благоприятное время, чтобы создавать вокруг ребенка обучающую среду с языковой зоной. Чаще всего это происходит в промежуток с четырех до шести лет. Главная задача родителей – грамотно направлять ребенка.

Лингвистическая зона наполнена следующими пособиями:

  • картинки на карточках для расширения словарного запаса;
  • рамки-тренажеры для рук, чтобы штриховать и обводить, и рамки-вкладыши.
  • ножницы (вырезание по бумаге тоже помогает тренировать движения рук);
  • тактильный алфавит – для знакомства с буквами
  • блюдо с манкой или песком
  • подвижный алфавит с буквами разных цветов, согласно их характеристике: гласные розового цвета, согласные – голубого.
  • карточки со словами, начертанными курсивом

Процесс освоения чтения имеет несколько этапов.

  1. Подготовка руки к письму.
  2. Умение распознавать звук в составе слова.
  3. Тактильные ощущения помогают сохранить в памяти образ буквы. Ощупывая буквы, выполненные из различных материалов (мех, бархат, атлас, бумага, рифленая поверхность, дерево и т.д.), ребенок быстрее выучит алфавит.
  4. Первые слова. Запомнив несколько 3-4 гласных и такое же количество согласных, дети составляют слоги и слова из подвижного алфавита.
  5. Наступает очередь письма. Можно писать как отдельные буквы, так и слова целиком. Все зависит от ребенка.
  6. Учимся читать параллельно с составлением слов из подвижного алфавита.

В методику обучения чтению хорошо вписываются такие упражнения и игры:

  • Штриховка. Так как методика Монтессори основана на письме, следует натренировать кисть ведущей руки, чтобы она могла выполнять движения в разных направлениях. Также для правильного захвата ручки нужна твердость пальцев. Все это развивают занятия штриховкой и умение обводить линии. Штриховать всегда нужно слева направо, по направлению письма. Штриховка выполняется различными линиями: длинными непрерывными, пунктирными, точка-тире и т.д. также варьируется ширина линий – узкие и широкие. Для обведения лучше использовать на начальном этапе геометрические фигуры. Несложные упражнения способны надолго увлечь ребенка.
  • По точкам. Предложите ребенку узнать, кто спрятался на картинке. Для этого нужно соединить поочередно все точки прямыми линиями. Рисование этих линий также натренирует твердость руки и точность движений.
  • Для игры нужны комодики с мелкими предметами, которые в своем названии содержат одинаковый звук. Нужно располагать предметы так, чтобы звук находился в разных частях слова.
  1. Упражнение с буквами. Обведите буквы пальцами, произнося звуки, которые они обозначают.
  2. Завяжите ребенку глаза – пусть он на ощупь определит, какая перед ним буква. Задача состоит в том, чтобы сформировать тройное представление о букве: зрительное, осязательное и слуховое.
  • Игра «Потрогай слово». Ребенок «читает» с завязанными глазами, ощупывая слова из шершавой бумаги, наклеенные на дощечку.
  • Игра «Следы на песке». Понадобятся блюдо с песком и шершавые буквы. Можно воспользоваться манной крупой. Обводим шершавую букву, а затем повторяем те же движения на поверхности песка.
  • Буквенное домино. Нужны карточки со словами, где выделены первая и последняя буквы. На обратной стороне карточки напечатано изображение. Нужно составить цепочку из слов, чтобы первые и последние буквы были одинаковыми: лампа-арбуз-золото.

Динамические кубики Чаплыгина

Данный метод основан на умении складывать буквы в слоги, а слоги – в слова. Педагог придумал особенного вида кубики. 10 из них одинарные. Каждая грань содержит одну букву. Другие десять – двойные, закрепленные на деревянных рейках и способные вращаться вокруг своей оси.

Парные блоки предназначены для работы с наиболее употребительными слогами. Двойные кубики имеют по две пары идентичных слогов. Из них можно составить простые слова. Самый простой пример: мама, баба.

  1. Работать с кубиками Чаплыгина можно с трех лет. Ребенок просто знакомится с новой игрушкой, поворачивает подвижные элементы, постигая принцип их действия.
  2. На парных блоках демонстрируем одинаковые буквы. Складываем слово МАМА и повторяем его вместе с ребенком. Теперь можно собрать другие слова с разными слогами.
  3. Увлекаем чадо удивительными превращениями: повернув кубик, меняем слово: была КАША, а стала МАША.
  4. Отрабатываем умение находить букву в слоге. В игровой форме помогаем мамам (слоги) найти своих деток (буквы). Ребенок рассматривает слог БА и ищет букву Б на одинарных кубиках.
  5. Когда ребенок научится складывать из слогов слова, можно обращаться к словосочетаниям и предложениям.
  6. Постепенно переходим к рабочей тетради. В ней напечатаны контуры букв, слогов и слова. Малыш выкладывает выбранное слово кубиками.

Отличие работы по методу Чаплыгина от кубиков Зайцева в том, что последний использовал склады, которые могут не совпадать со слогами. В дальнейшем при делении слова на слоги ребенок будет испытывать затруднения.